Актриса на пенсии

Полный текст

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.

Развернуть

В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты, –
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

1956 год.


✨ В стихотворении Заболоцкий поднимает извечные вопросы добра и зла, а также, словно бы, спрашивает у читателей, почему сила искусства так слепа и часто нисходит в черствые и бездушные сердца. Стих о старой актрисе и девочке написан в 1956 году и относится к поздней лирике поэта, когда Николай Алексеевич всё чаще пытается разобраться в смысле жизни, ностальгирует и оставляет заветы грядущим поколениям.

Старость позабытого кумира

☝ Первая часть стихотворения отдана на откуп бытию седой актрисы, которая некогда была кумиром публики, а ныне доживает век в позолоченной комнате, в пыли своего былого величия.

Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла…

😪 Сейчас её фигура скорчилась в три погибели, а ещё недавно она снилась кому-то по ночам, кто-то из-за неё вызывал на дуэль и упивался тонкой талией и блеском глаз. Её смуглая кожа смертельными выстрелами поражала сердца, а театральные подмостки с нетерпением ждали её приближающихся шагов.

Сейчас это старуха с капризным характером, окружившая себя атрибутами былого величия и самолично поместившая себя в музей, заняв в нём место мумии вчерашней славы.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава…

Девочка на тряпичном одеяле

😢 Самое страшное в старухе, во вчерашнем кумире тысяч поклонников, что время изуродовало не только её тело, но и душу, если она была у актрисы изначально. Она наслаждается артефактами былой славы и, словно бы, не замечает в углу спящую на тряпичном одеяле девочку-племянницу.

Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

☝ Этот угол тетка ей предоставила не только из великой своей милости, но и из целей практичных, ведь девочка поддерживает чистоту музея старухи, вытряхивая из артефактов прошлого звездную пыль.

Девочку тянет к прекрасному, она часто останавливает взор на картинах, украшающих стены, но после злобного взгляда тетки-актрисы скромно возвращается в свой подвальный угол.

😡 В последнем катрене Заболоцкий задается вопросом, почему искусство часто выбирает для своего воплощения людям такие черствые и немые сердца, как у этой актрисы. Неужто сила искусства неразумна?

Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

Грустное стихотворение, после прочтения которого сердце покрывается налетом печали за судьбу бедной девочки, а к старухе появляется целый ворох презрения, независимо от её былых регалий.

 
 

Жанр, тема, тропы, рифма

☝ Стих написан в жанре философской лирики и имеет линейную композицию, в которой события развиваются последовательное (сюжетное произведение).

Тема стихотворения – старость былого величия, уже давно потерявшей чувство эмпатии и живущей в своем мире, как в музее.

Рифмовка перекрестная (ампир – кресла – кумир – воскресла), где есть закрытые и открытые рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (позолоченная комната, позабытый кумир, капризный нрав, низкий подвал, бесприютная девочка, тряпичное одеяло и т д.).
  2. ✔ Олицетворения (неразумная сила искусства, жива прежняя слава).
  3. ✔ Метафоры (дыхание южных растений, кумир и владычица воскресла).
  4. ✔ Сравнение (похожа она на щегла).

👀 Заболоцкий умел показывать старость с нелицеприятной стороны – он делал это в относительной молодости (стих «Сказка о кривом человечке» от 30-летнего поэта), он продолжил и в «Старой актрисе», когда автору стукнуло 53 года. Это достойно уважения и показывает Николая Алексеевича не только отличным пейзажистом и романтиком любви, но и реалистом.

Читает Алексей Хорошев

Развернуть