Оригинал текста
Отравлен хлеб, и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать!
Развернуть
Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.
Немного нужно для наитий:
Кто потерял в песке колчан,
Кто выменял коня — событий
Рассеивается туман.
И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает — остается
Пространство, звезды и певец!
1913 год.
😢 Стихотворение про отравленный хлеб написано Осипом Мандельштамом на раннем этапе творчества в 1913 году и показывает нам образ поэта-певца, который сливается в своем творчестве с вечностью. Стих входит в сборник «Камень» и прорисовывает одиночество поэта, пытающегося найти ответ на извечный вопрос бытия – что и как должно нести творчество и желающего связать единой нитью прошлое и настоящее.
История создания
✨ На момент написания стиха 3 года прошло со дня первой публикации Мандельштама (журнал Аполлон, 1910 год), который в 1913 году продолжает печататься в «Новом Сатириконе» и «Гиперборее», хотя до пика популярности ещё далеко.
Осип Эмильевич активный участник группы акмеистов, интересуется футуризмом, а также поддерживает связи с четой Гумилевых и Блоком.
Стих «Отравлен хлеб…» одна из ступеней к публикации первого сборника «Камень», увидевшего свет и собравшего относительно хорошую критику в конце 1913 года.
Безысходность и страдание
😢 Уже с первых строк стиха мы погружаемся в мир страданий и безысходности, мир, который построил творец Мандельштам.
Отравлен хлеб, и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!
Очень метафоричное начало, где видно тягостное состояние автора, уже успевшего разочароваться в жизни и возложить на себя крест.
✔ Отравлен хлеб – это физические страдания человека.
✔ Воздух выпит – это томление души, бродящей по безвоздушному и бездуховному пространству жизни.
Это состояние Осип Эмильевич сравнивает с муками Иосифа, проданного в библейских сказаниях в Египет.
На этом фоне начинается основная часть стихотворения – описание творчества певца-поэта, пусть это для примера и бедуин.
Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины…
👼 Тему для былин бедуинам подает сама жизнь – кто-то поет о потерянном колчане, другой слагает песнь о коне – под звездным небом пустыни они звучат гармонично и красиво.
Финальная строфа-катрен показывает, что если песнь поется от души, если грудь при пении полна эмоций, то все вокруг исчезает, остается лишь певец, окруженный звездами и пространством.
Все исчезает — остается
Пространство, звезды и певец!
Это и есть венец творчества, когда вокруг растворяется публика с её восторгами и оскорблениями, когда певец видит только вечное и сливается с ним в экстазе пения.
☝ С помощью акмеизма Мандельштам в произведении превозносит земные вещи до неземных высот и оставляет их на высоте для удобства созерцания своими читателями.
Жанр, композиция и средства выразительности
☝ Произведение написано в жанре философской лирики при использовании элементов акмеизма и имеет линейную композицию, где каждый из четырех катренов передает своё действие, несет свой сюжет.
Рифмовка перекрестная (выпит – врачевать – Египет – тосковать), где в первой и третьей строфе все рифмы закрытые, во втором катрене открытые, а в четвертом четверостишии чередуются (поется – наконец – остается – певец).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Метафора (воздух выпит).
- ✔ Эпитеты (звездное небо, вольные былины).
Отметим также три восклицания, последнее из которых завершает стих на эмоциональном подъеме.
💕 Мандельштам ни раз в стихотворениях восторгался творчеством других, он не ставил себя на первую ступень пьедестала таланта, опуская «конкурентов» ниже. Пример тому стих «Импрессионизм», написанный в 1932 году и посвященный картине Клода Моне «Сирень на солнце». Прочтите его обязательно и сможете увидеть годную гармонию поэзии и живописи. Аминь).