Осип Мандельштам в 1912 году

Оригинал текста

Отравлен хлеб, и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать!

Развернуть

Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.

Немного нужно для наитий:
Кто потерял в песке колчан,
Кто выменял коня — событий
Рассеивается туман.

И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает — остается
Пространство, звезды и певец!

1913 год.


😢 Стихотворение про отравленный хлеб написано Осипом Мандельштамом на раннем этапе творчества в 1913 году и показывает нам образ поэта-певца, который сливается в своем творчестве с вечностью. Стих входит в сборник «Камень» и прорисовывает одиночество поэта, пытающегося найти ответ на извечный вопрос бытия – что и как должно нести творчество и желающего связать единой нитью прошлое и настоящее.

История создания

✨ На момент написания стиха 3 года прошло со дня первой публикации Мандельштама (журнал Аполлон, 1910 год), который в 1913 году продолжает печататься в «Новом Сатириконе» и «Гиперборее», хотя до пика популярности ещё далеко.

Осип Эмильевич активный участник группы акмеистов, интересуется футуризмом, а также поддерживает связи с четой Гумилевых и Блоком.

Стих «Отравлен хлеб…» одна из ступеней к публикации первого сборника «Камень», увидевшего свет и собравшего относительно хорошую критику в конце 1913 года.

Безысходность и страдание

😢 Уже с первых строк стиха мы погружаемся в мир страданий и безысходности, мир, который построил творец Мандельштам.

Отравлен хлеб, и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!

Очень метафоричное начало, где видно тягостное состояние автора, уже успевшего разочароваться в жизни и возложить на себя крест.

✔ Отравлен хлеб – это физические страдания человека.

✔ Воздух выпит – это томление души, бродящей по безвоздушному и бездуховному пространству жизни.

Это состояние Осип Эмильевич сравнивает с муками Иосифа, проданного в библейских сказаниях в Египет.

На этом фоне начинается основная часть стихотворения – описание творчества певца-поэта, пусть это для примера и бедуин.

Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины…

👼 Тему для былин бедуинам подает сама жизнь – кто-то поет о потерянном колчане, другой слагает песнь о коне – под звездным небом пустыни они звучат гармонично и красиво.

Финальная строфа-катрен показывает, что если песнь поется от души, если грудь при пении полна эмоций, то все вокруг исчезает, остается лишь певец, окруженный звездами и пространством.

Все исчезает — остается
Пространство, звезды и певец!

Это и есть венец творчества, когда вокруг растворяется публика с её восторгами и оскорблениями, когда певец видит только вечное и сливается с ним в экстазе пения.

☝ С помощью акмеизма Мандельштам в произведении превозносит земные вещи до неземных высот и оставляет их на высоте для удобства созерцания своими читателями.

 
 

Жанр, композиция и средства выразительности

☝ Произведение написано в жанре философской лирики при использовании элементов акмеизма и имеет линейную композицию, где каждый из четырех катренов передает своё действие, несет свой сюжет.

Рифмовка перекрестная (выпит – врачевать – Египет – тосковать), где в первой и третьей строфе все рифмы закрытые, во втором катрене открытые, а в четвертом четверостишии чередуются (поется – наконец – остается – певец).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Метафора (воздух выпит).
  2. ✔ Эпитеты (звездное небо, вольные былины).

Отметим также три восклицания, последнее из которых завершает стих на эмоциональном подъеме.

💕 Мандельштам ни раз в стихотворениях восторгался творчеством других, он не ставил себя на первую ступень пьедестала таланта, опуская «конкурентов» ниже. Пример тому стих «Импрессионизм», написанный в 1932 году и посвященный картине Клода Моне «Сирень на солнце». Прочтите его обязательно и сможете увидеть годную гармонию поэзии и живописи. Аминь).

Читает Анатолий Белый