Текст
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.
Развернуть
По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?
Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
1952 год.
🍂 В этом стихотворении Николай Заболоцкий сумел создать микст пейзажной и философской лирики, где на фоне осенней природы поэт пытается разобраться в тонкостях души человека. Стих написан в 1952 году, позади сталинский лагерь, впереди ещё 6 лет творчества, вплоть до смерти в 1958 году.
Фон стихотворения
Из лагеря Заболоцкий освободился в 1944 году, а уже в 1946 году он восстановлен в союзе писателей, что позволяет опять заняться творчеством, пусть и с серьезными ограничениями и жестокой цензурой.
Впрочем, цензура не позволяет писать, всё, о чем думаешь, и до XX съезда КПСС и начала хрущевской оттепели каждый шаг поэта кто-то рассматривает в прицел снайперской винтовки режима.
Краткий анализ сюжета
☝ В первом катрене мы видим наступление осени, когда маки разбрасывают по полям свой багровый убор, а журавли трубят в небесах, отправляясь косяками на юг.
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя…
☝ Во второй строфе лирический герой, в круглых очках которого виден сам Заболоцкий, обращается к неведомому человеку, идущему с непокрытой головой по аллеи осеннего парка. Автор спрашивает, отчего он себя не жалеет, отчего бросает вызов осенней свежести?
Третий катрен – это попытка разобраться уже в душе прохожего, с ней что-то явно не то, она или больна, или страдает, симптомы у первого и у второго похожи.
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Его душа скитается по счету, теряя свою ценность от странствий – неужто он хочет погубить душу? Во имя чего?
✨ Финальный катрен подводит итог стихотворению, где автор строк заключает, что при всей непрочности домашних стен и сложности пути, нет на свете ничего хуже, чем измена самому себе. После сталинского лагеря у Заболоцкого есть право это утверждать, он прошел ад, но вышел из него без пентаграммы на лбу и снова пытается двигаться к свету, скорее вопреки обстоятельствам, чем благодаря им.
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
С последней фразой сложно не согласиться, ведь изменяя своим взглядам и убеждениям, ты предаешь все, чему ты обязан жизнью и творчеством.
Композиция, рифма, жанр и тропы
☝ Композиция этого стихотворения развивается линейно, жанр пейзажная лирика в сочетании с философскими нотками, а рифмовка перекрестная (маки – трубя – мраке – себя), где есть открытые и закрытые рифмы (окончание на гласные и согласные).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (далекий край, драгоценная душа странные обрубки, пустынная аллея, последние маки и т д).
- ✔ Олицетворения (голые аллеи, душа скиталась).
- ✔ Метафора (жизнь растений затаилась в обрубках ветвей).
Отметим также несколько риторических вопросов, которые заставляют задуматься над строками и останавливают бег глаз по катренам.
💕 Чем-то похоже на данное стихотворение произведение «Я не ищу гармонии в природе» (1947 год), которое также окунает нас в осенний листопад и задает несколько непростых для ответа вопросов. Рекомендуем прочесть для лучшего понимания лирики Заболоцкого.