Текст
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
Развернуть
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
1939 год.
В 1938 году арестован сын Ахматовой Лев Гумилев, что стало тяжелым испытанием для 49-летней Анны Андреевны. В этот момент поэтессу практически не печатают, а тут ещё и 5 лет сталинских лагерей сына – это больно.
☝ Суровому решению суда и посвящен стих-отрывок «Приговор», который начинается эпическим падением "каменного слова" и входит в поэму «Реквием». Это стихотворение-боль, стихотворение-крик, тонущий в бессилие, как звук порванной струны в комнате со звукоизоляцией, но находящий в себе силы застыть со второго раза в горле и продолжить ждать.
😢 Сын отбыл на этап, да и сама Ахматова ходит по лезвию ножа, до сих пор многие историки удивляются, как так поэтессу миновали жернова репрессий. Не миновали – расстрелян бывший муж Гумилев, в лагере сын Лев, расстреляны, отправлены на каторгу или эмигрировали почти все близкие друзья, плюс стихи пишутся в стол – это ли не репрессия?
Развитие сюжетной линии
По сюжету стихотворения лирическая героиня (Ахматова) слышит страшный приговор, пытается его воспринять и принять, ведь теперь с ним жить долгие годы.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Каменное слово судьи – это лишь отрыжка режима, судья только рупор, только передатчик, приговоры штампуются пачками, никто не разбирается в деле. Четко показано противопоставление холодного бездушного камня приговора и живой груди матери, из которой не вырвать любовь к сыну.
😡 Переместившись на минуту в наши дни, мы видим, что отношения власти и народа не стали лучше. Сейчас (2022 год) режим Путина также пачками закидывает в тюрьмы несогласных, а сам по локоть вымазал руки в крови братского украинского народа, считая себя мессией, несущей Украине свободу непонятно от чего.
Возвращаемся к анализу «Приговора» и видим, что после первого шока, мать приходит в себя и пытается справиться с болью. Для этого надо, минимум на 5 лет, убить память, перестать думать о долгих пяти годах, в течение которых она не увидит Льва.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
☝ Надо заново учиться жить, продолжать писать и смотреть на мир полуслепыми глазами окаменелой души.
В третьей строфе героиня признается, что приговор сыну не стал для неё откровение, она его давно ждала и где-то внутри себя была готова услышать, только вот дом от этого не перестанет быть пустым (Ахматова живет в этот момент у Пунина). Как тут не процитировать последние строки произведения:
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Анализ троп и жанра
☝ Стихотворение «Приговор (и упало каменное слово)» написано в три строфы, главное место в них занимает лирическая героиня, которая меняется по ходу развития сюжета – от оглушенной приговором женщины до понимания того, что жизнь должна продолжаться.
Рифмовка классическая для Ахматовой перекрестная (слово – грудь – готова – как-нибудь). Есть женские (лета) и мужские (окном) рифмы.
Из троп отметим сравнение «словно праздник за моим окном» и яркую инверсию «Надо память до конца убить», которая акцентирует внимание на глаголе «убить», то есть, стереть память до для.
Также в стихе есть эпитеты:
- Живая грудь.
- Светлый день.
- Опустелый дом.
✔ Эпитеты помогают открыть глубину боли героини, а также придают строкам образность и глубину.
✔ Метафора – каменное слов (слово как камень – это метафорическое сравнение).
✔ Анафора начинается с «Надо…» и имеет место в 2-4 строках второй строфа.
☝ Стихотворение «Приговор» учит оставаться стойким при любых ударах судьбы, чтобы в итоге побеждать, а не ломаться и прекращать нести бремя достоинства человека.