Ахматова в 1945 году

Полный текст

Последний ключ — холодный ключ забвенья.
Он слаще всех жар сердца утолит.

Пушкин

Есть три эпохи у воспоминаний.
И первая — как бы вчерашний день.
Душа под сводом их благословенным,
И тело в их блаженствует тени.

Развернуть

Еще не замер смех, струятся слезы,
Пятно чернил не стерто со стола —
И, как печать на сердце, поцелуй,
Единственный, прощальный, незабвенный…
Но это продолжается недолго…
Уже не свод над головой, а где-то
В глухом предместье дом уединенный,
Где холодно зимой, а летом жарко,
Где есть паук и пыль на всем лежит,
Где истлевают пламенные письма,
Исподтишка меняются портреты,
Куда как на могилу ходят люди,
А возвратившись, моют руки мылом,
И стряхивают беглую слезинку
С усталых век — и тяжело вздыхают…
Но тикают часы, весна сменяет
Одна другую, розовеет небо,
Меняются названья городов,
И нет уже свидетелей событий,
И не с кем плакать, не с кем вспоминать.
И медленно от нас уходят тени,
Которых мы уже не призываем,
Возврат которых был бы страшен нам.
И, раз проснувшись, видим, что забыли
Мы даже путь в тот дом уединенный,
И, задыхаясь от стыда и гнева,
Бежим туда, но (как во сне бывает)
Там все другое: люди, вещи, стены,
И нас никто не знает — мы чужие.
Мы не туда попали… Боже мой!
И вот когда горчайшее приходит!
Мы сознаем, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
И нам оно почти что так же чуждо,
Как нашему соседу по квартире,
Что тех, кто умер, мы бы не узнали,
А те, с кем нам разлуку Бог послал,
Прекрасно обошлись без нас — и даже
Всё к лучшему…

1945 год.


✨ Воспоминания о прошлом есть неотъемлемая часть настоящего, но должна ли она доминировать или временами ласкать разум, со временем растворяясь в небытие?

Этот и ряд других вопросов поднимает Анна Ахматова в этом произведении. Стих про три эпохи воспоминаний входит в цикл «Из северных элегий», занимая в нём шестое место.

Чарующее трио эпох

☝ Итак, эпоха первая – это вчерашний день, когда прошлое и настоящее ещё не разорвали связь и идут рука об руку, питаясь теплотой и близостью друг друга.

И первая — как бы вчерашний день…

Уста ещё физически помнят горечь прощального поцелуя, а пятно чернил еще буянит фиолетовой вспышкой на письменном столе.

Этот этап недолгий, за ним приходит необходимость уединения в «глухом предместье»:

Где есть паук и пыль на всем лежит,
Где истлевают пламенные письма…

Уже не пятно чернил смотрит из прошлого, а пепел написанных писем, сгоревших в огне прошлого.

Люди ещё заходят в этот дом, но идут туда, как на могилу, опустив голову своих надежд. Прошлое отрывается дальше, но его контур ещё четко виден на горизонте и от того сердце болит, пусть иногда и ностальгически улыбнется.

👀 И тут приходит этап забвенья, когда строки воспоминаний стираются из памяти и холод обволакивает тело.

А те, с кем нам разлуку Бог послал,
Прекрасно обошлись без нас…

😢 В нас перестают нуждаться, как и мы перестаем нуждаться в ком-то, прошлое уже не входит в узкие границы настоящего и предается забвению, как старая одежда выбрасывается на помойку, предметом ненужным и бесполезным.

Стихотворение очень созвучно с ахматовским же стихом про три осени, только там на третьем месте не забвение, а смерть, хотя это и сестры-близнецы.

 
 

Филологический разбор строк

📝 Стихотворение относится к жанру элегии, так как его строки пропитаны грустью, пусть в последней строке и появляется толика позитива.

Композиция последовательная, где автор перечисляет поочередно три эпохи своих воспоминаний, коротко рассказывая про каждую из них.

Рифмовка отсутствует, поэтому это белый стих.

Некоторые средства художественной выразительности:

  1. ✔ Сравнения (как бы вчерашний день, как на могилу).
  2. ✔ Эпитеты (прощальный, единственный, незабвенный поцелуй, дом уединенный, розовеет небо).
  3. ✔ Метафора (пламенные письма).

✨ Также в строках есть олицетворения (беглая слезинка и т д), анафоры (Где холодно – Где есть – Где истлевают) и другие тропы, совокупность которых делает стих более выразительным и глубоким.

Читает Алла Демидова

Развернуть