Полный текст
1
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Развернуть
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
5 ноября 1936, Фонтанный Дом
2
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
1936 год.
📝 Стихотворение написано Анной Ахматовой в 1936 году и состоит из двух частей, связаннных между собой единой темой. Произведение показывает творчество глазами поэтессы и срывает пыльную завесу таинства над процессом стихосложения.
Рождение строк по Ахматовой
📜 В первой части мы видим несколько вариантов, когда на письменный стол присаживается Муза. Это может быть момент духовной истомы, когда вдали грохочет гром, но доминантой в ушах звучит бой часов.
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
☝ Это звук, рожденный на фоне «неузнанных и пленных голосов», и есть строки стиха.
Создается впечатление, что это не сама лирическая героиня создает бессмертные вирши, а кто-то таинственный диктует ей на ухо строфы и автору остается только записать их пером на белой бумаге.
Во второй части стихотворения автор делится своим видением процесса написания строк. Далеко не всегда для них нужен вдохновляющий пример и герой-победитель, часто строфы рождаются из обычного жизненного сора:
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
К☝ то знает точно, когда приходит к поэту вдохновение, иногда строки рождаются из смеси дегтя, сердитого окрика и плесени на стене. Составные части строф всегда загадка, главное результат, главное, когда рожденные стихи приносят радость и автору, и читателю.
На радость вам и мне.
Сжатый анализ
📜 Стихотворением «Творчество» Ахматова показывает нам, что без помощи внешних ничего годного не напишешь, а сам процесс стихосложения – это скорее мистический обряд, чем трудовой час.
Перовая часть стиха подана автором в одну строфу, вторая разбита на 3 четверостишья, но обе имею перекрестную рифмовку (истома – часов – грома – голосов).
✔ Отметим олицетворение: «пленных голосов», «идет с котомкой лихо», «строчки ложатся», «растут стихи, не ведая стыда», «встает один, все победивший звук».
✔ Метафоры:
- Одические рати.
- Элегических затей.
✔ Сравнения:
- Как желтый одуванчик у забора,
- Как лопухи и лебеда (растут стихи).
✔ Эпитеты: «желтый одуванчик», «сердитый окрик», легкие рифмы.
Напоследок рекомендуем стих Д Кубракова «Писать надо так», в котором вы найдете ещё один взгляд на магический и суровый процесс стихосложения.