Полный текст
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Развернуть
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
23 июня 1915
📝 Что такое дар поэта, как им следует распоряжаться и по силам ли нести этот крест, как нёс свой Иисус? Эти и другие вопросы заданы Анной Ахматовой между строк данного стихотворения, написанного в 1915 году.
Слова и чувства
💔 В первых строках поэтесса, выступая в роли лирической героини, говорит, что поэту никак нельзя терять свежесть своего слова и простоту чувств. Для убеждения Ахматова сравнивает пиитов с живописцами, актёрами и женщиной. Что есть художник без зрения? Кто такой актёр без голоса, а женщина без красоты? Таков и поэт, который не может простыми словам показать читателю свой мир и погрузить его в грёзы четверостиший.
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье
✨ Важнейшее оружие и щит поэта – это слово, но им надо владеть не только в рамках грамматики. С помощь слов поэт может вызвать слезу радости или огорчения, способен показать читателю свой мир, покорить сердце фантазией. Однако, передача мысли должна идти простыми словами, не надо строить громоздкие конструкции, в который читатель запутается и потеряет интерес к поэзии.
Осуждённые на расточение
☝ Далее мы видим посыл к Библии, которая учит нас расточать, а не хранить, то есть, более отдавать, чем брать. Такова и роль поэта, который должен отдавать миру свой дар, не надеясь на похвалу и аплодисменты.
Дар творчества дан свыше, поэтому им надо делиться с тем, кто его не получил. Говоря простым языком – рок поэта служить людям и открывать им глаза мыслью ярких и свежих рифм.
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами.
☝ Нельзя что-то скрывать в себе, всё должно ложиться на бумагу и выноситься на золотом подносе людям. Поймут они написанное или нет – это другой вопрос, но хранить дар и его всходы внутри себя нельзя. Подобная «жадность» может привести к тому, что Бог дар заберёт и Лира покинет поэта.
Рок поэта
😢 Последние четверостишие является продолжением предыдущего и описывает рок поэта. Он всегда будет один на 100% понимать своё творчество, но обязан нести свет поэзией, должен открывать глаза слепым и уши глухим. Поэт должен уподобиться Христу и раздавать людям надежду, за которую после и будет возведён на плаху людского суда.
Иди один и исцеляй слепых.
✨ Ученики, лишённые божественного дара, будут в злорадстве глумиться и предавать (Иуда), а толпа, которой поэт не успел открыть глаза будет само равнодушие (вспомним прощение Варавва и осуждение Христа).
Ахматова сама поэтесса и знает, что пишет. Она еще не испытала на себе этого равнодушия и глумления, но ждать остаётся недолго. Вполне пророчески, так как в 30-е годы Ахматову не печатают и добывать себе хлеб насущный поэтесса вынуждена переводами.
📝 Стихотворение открывает нам обязанности поэта по отношению к читателю и показывает, какую награду пиит получает в большинстве случаев. Глубокое с нотками грусти стихотворение, которое не оставит равнодушным почитателя Ахматовой.
Развернуть
Предлагаем послушать стихотворение в прочтении Бориса Драгилева.