Ахматова - последние годы жизни

Текст

Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.

Развернуть

Другое, в полночной родясь в тишине,
Не знаю откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.

А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.

А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук. —
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.

Но это!.. По капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.

И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.

1959 г.


📝 Для поэта стихи – это живые существа, у которых есть своя душа и энергия, способная передавать другим эмоции автора. Это хорошо видно в «Последнем стихотворении» Ахматовой, написанном поэтессой в 1959 году. В нём Анна Андреевна даёт описание своим стихам, сравнивая их с громом, зверем и водой, но последнее из них будет выглядеть одинаково у всех авторов – это смерть.

Жизнь в каждой строке

✨ По мнению Анны Ахматовой, в каждой строке должна быть жизнь, каждое должно иметь своё «Я» и быть узнаваемым. Хороши или плохим, зависит от таланта, но даже у плохого поэта строки должны жить просто хреново.

 
 

От грома до зверя

🌩 Какое-то стихотворение похоже на гром, врывающийся в уши и разум читателя и устраивающий там полный беспорядок.

Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом.

⚡️ Гром – это часть жизни, ведь он обновляет дождями природу и насыщает воздух озоном. Такие громкие строки пишутся на волне, когда в душе пиита громыхают марши победы или гремит гром большой радости/обиды. Эмоции ложатся на бумагу и будоражат всех своей энергией.

Другие строки рождаются в полночной тишине, подкрадываясь к поэту, как зверь к предмету любопытства. В них нет громких слов и отзвуков маршей, они тихие и печальные, но сквозь строки в них просматривается суровость ночи с её беспощадной чернотой.

Другое, в полночной родясь в тишине,
Не знаю откуда крадется ко мне.

👼 Бывают и лёгкие строки, которые прибегают к поэту среди дня и как-будто сами ложатся на бумагу. В них не стоит искать глубины, они журчат подобно ручейку, но никогда не родят грохота порога могучей реки. Они буквально сами прыгают на бумагу, убегая по ней на суд читателя. Автору остаётся только не мешать им, он тут только посредник-проводник.

…И смерти

💥 Но есть и такие строки, которые по капельке выпивают кровь, они требуют платы здесь и сейчас, каждая рифма к них плотоядна и отражает рубином. Они резко приходят, не имея ни цвета, ни звука, берут с автора свою плату, ложатся на бумагу кровавой рукописью и снова становятся безмолвием. Такие стихи бесполезно звать, они горды и приходят только сами в момент, когда душа разрывается от боли и открыта для высших сил.

По капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь.

☠ Смерть же поэта приходит, когда стихи пропадают, когда они не стучатся ни ручейком, ни громом, не идут не сами по себе, не за плату. В этот момент цепочка между автором строк и высшими силами разрывается, его долг на земле считается выполненным, и пора уходить туда, где и зарождается слово…

Средства выразительности

☝ Написаны строки амфибрахием с парной рифмой (вокруг – вьётся – звук – даётся), а в качестве средств выразительности используются:

  • ✔ Метафоры (у горла трепещет, с дыханием жизни врывается в дом).
  • ✔ Эпитеты (белого дня, чистый источник и т д.).
  • ✔ Олицетворения (встревоженный гром).
  • ✔ Сравнения (как в юности злая девчонка).

✔ Произведение входит в цикл «Тайны ремесла» и впервые опубликовано в 1960 году.  

Читает А Демидова

Развернуть