Воронеж, Покровский собор зимой

Текст

И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.

Развернуть

А над Петром воронежским — вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.

А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.

1936 год.


Для Анны Ахматовой Воронеж с 1918 года перестал быть чужим городом, да и потом судьбы града и поэтессы не раз пересекались. Первая встреча – это когда Анна печатается в воронежском журнале Сирена (1918 год). После город отметился тем, что в нём родился Эйхенбаум – автор первого исследования творчества поэтессы (1923 год).

Кому написано стихотворение

😢 Само стихотворение с созвучным городу названием написано в марте 1936 года и посвящено Осипу Мандельштаму (О М) – старинному другу Ахматовой, которого она навестила в воронежской ссылке за месяц до этого.

В стихе сложно найти позитивные нотки, оно и понятно, в 1936 году Анна Андреевна не печатается и посещает Осипа в ненамного лучшем состоянии, чем у ссыльного.

Сейчас на доме, где недолго жила Ахматова, появилась мемориальная доска, которая разделена на две части. На первой надпись, что в этом доме какое-то время жила Анна Андреевна, приехавшая к ссыльному Мандельштаму. Вторая часть доски-книги – это решетка.

Мемориальная доска в Воронеже

Сюжет стиха

☝ В стихе описывается город Воронеж, который в феврале-марте закован в стеклянную чашу зимнего льда, и даже земля покрыта стеклом.

Как под стеклом деревья, стены, снег.

Финальное четверостишье – это слепок из дома, где жил Осип:

А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед.

👀 Пером поэтессы хорошо написано про Музу и страх, они в это время друзья-товарищи – первой поэт не может не открыть двери, зато второй входит сам и без стука.

Завершается стих нотками пессимизма, которым, впрочем, и пропитан насквозь:

И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.

В 36 году уровень гражданского падения был настолько велик (глубок), что выхода из тупика небытия никто не видел. Как результат, вскоре Мандельштам навсегда ляжет в землю в пересылочном лагере, а Ахматова переживет Сталина, но тоже так и не увидит свободной России.

 
 

Анализ литератора

☝ Стих написан смешанной рифмовкой, где основная перекрестная рифма сочетается в середине стихотворения с парной-смежной (оледенелый – снег – несмело – бег / вороны – зеленый). В последней строфе Ахматова и вовсе использует кольцевую рифмовку, при которая первая строка рифмуется с последней, а вторая с третьей.

✔ Рифмы открытые (пыли – земли) и закрытые (черед – идет).

Из троп отметим сравнения («тополя, как сдвинутые чаши» и «как под стеклом деревья, стены, снег»). Метафора:

… пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.

✔ Имеются и эпитеты:

  1. Город оледенелый.
  2. Узорные санки.
  3. Размытый мутный (свод).
  4. Сдвинутые чаши.
  5. Опальный поэт.

☝ Стих показывает гнетущую атмосферу 30-ых годов, когда даже у поэтов пропадала вера в завтрашний день и они постоянно жили ночь, не ведающую рассвета.


Читает Марио Паниагуа Лопес

Развернуть

Стих читает испанец Лопес, которому не отказать в стремлении познать русскую поэзию.