Бальмонт о женщине

Текст

О, женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Развернуть

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Всё, всё возьми себе — за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней,
За сладкую тоску восторженных мучений!
Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

1894 год.


💕 Одним из наиболее ярких стихотворений сборника «Под северным небом» является стих-миниатюра «О, женщина...», написанный Константином Бальмонтом в 1894 году. Произведение является обращением к женщине, где автор показывает своё видение женского характера, его переменчивость и желание играть с мужчинами в часто роковую для последних игру.

Презрение & Любви

✨ С первых строк понятно, что хочет сказать автор, суть стихотворения коротко раскрывается на старте, потом Бальмонт лишь развивает и разветвляется свою мысль.

Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

👀 В глазах лирического героя, самого Константина Дмитриевича, женщина – это синоним игры, где в качестве инструмента для выигрыша используется ласка поцелуя и взгляд нежных очей. За это она должна быть обречена на презрение, но сердце трещит от любви и ничего с этим противостоянием не поделать.

Мужчины нередко губят душу ради удовлетворения женской прихоти, часто взамен на поцелуй и лукавый взгляд они обрекают себя на смерть тела и духа.

Для прихоти твоей я душу погублю…

💕 Чувство презрения к женщине побеждается любовью к ней испокон века, со времен Евы, от момента искушения Женщины Змеем. Именно поэтому лживое слово из уст девушки часто нежнее истины, а мучения от её отдаленности принимаются за сладость тоски…

Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

👼 В женщине, как и мире, по мнению Бальмонта, есть Инь и Янь, белое и черное, скрыт друг и беспощадный враг. Может быть, поэтому наследницы Евы ещё не приелись потомкам Адама, может быть, поэтому мы видим в женщине новые отражения себя и… в очередной раз погружаемся в пучину гибели ради любви…

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре поэтического обращения, где композиция развивается линейно и завершается акцентированным финалом.

Рифмовка перекрестная (играть – поцелуя – презирать – тоскуя), где больше закрытых, но есть и открытые рифмы.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (нежные глаза, очи прекрасные, странные сны, вечный враг, добрый гений).
  2. ✔ Метафоры (терзанья страстные, слово лживое, нежные глаза, ласка поцелуя, восторженные мученья).
  3. ✔ Сравнение (женщина – дитя).
  4. ✔ Инверсии (терзанья страстные, душу погублю, взгляд очей прекрасных, слово лживое).
  5. ✔ Гипербола (всё возьми себе).

💕 Бальмонт ни раз призывал в своих произведениях любить, ставя любовь в роль доминирующего человеческого чувства, ради которого можно и должно страдать. Пример тому стих «Люби», написанный в 1917 году, почти перед самой эмиграцией Константина Дмитриевича. Перечитайте обязательно, если хотите понять душу русского поэта и желаете узнать, почему в отношении к женщине доминирует любовь, а не презрение.

Слушаем стих онлайн

Развернуть