Лохвицкая и Бальмонт

Оригинал текста

М.А. Лохвицкой

Я знал, что, однажды тебя увидав,
‎Я буду любить тебя вечно.
Из женственных женщин богиню избрав,
‎Я жду — я люблю — бесконечно.

Развернуть

И если обманна, как всюду, любовь,
‎Любовью и мы усладимся,
И если с тобою мы встретимся вновь,
‎Мы снова чужими простимся.

А в час преступленья, улыбок, и сна
‎Я буду — ты будешь — далёко,
В стране, что для нас навсегда создана,
‎Где нет ни любви, ни порока.

1897 год.


💕 Ярким примером любовной лирики Бальмонта является «Я знал…», написанное Константином Дмитриевичем в 1897 году и посвященное Мирре Лохвицкой – поэтессе и своей недолгой возлюбленной. Стих есть признание в любви женщине, которая с ходу поразила стрелой Амура сердце поэта, оставив на нём незаживающие раны.

Вместе с тем есть в произведении и грустные нотки :(, так как поэт чувствует, что между ними и вечным счастьем стоит непреодолимая преграда реальности бытия.

Бальмонт и Лохвицкая

👼 С Марией (Миррой) Бальмонт познакомился осенью 1897 года, когда его сразила красота и обаяние поэтессы, о чем и написан стих. Отношения развивались быстро по меркам того времени, уже на следующий год Мария и Константин вместе отдыхали в крымской Балаклаве, обмениваясь поэтическими признаниями в любви.

Бальмонт:

«Я буду любить тебя вечно».

Лохвицкая-Жибер:

«Я люблю тебя, как море любит солнечный восход».

☝ Отметим, что на момент знакомства Мирра была замужем, поэтому общество гневно осудило её роман, досталось и Бальмонту, который на пике скандала также был женат, в итоге К. Д. не выдержал давления и сбежал из Питера.

Для Мирры это было трагедией (1904 год), организм начал давать сбои, туберкулез стал прогрессировать и в итоге, через год после расставания с Бальмонтом, Лохвицкая умерла.

Константин Дмитриевич больно переживал смерть Мирры (ей было 36 лет), написал несколько прощальных стихотворений, а через год назвал свою новорожденную дочь Миррой в честь возлюбленной.

Анализ строк любви

Стихотворение состоит из трех катренов, каждая из строф имеет свою мысль:

  1. ✔ Признание в любви.
  2. ✔ Предчувствие разлуки.
  3. ✔ Безмолвие расставания.

💕 Первое четверостишие однозначно своим признанием в вечной любви – оно есть обращение к возлюбленной и констатация бесконечных к ней чувств.

Я буду любить тебя вечно…

😢 Второй катрен уже полон сомнений, в нём появляется мысль, что они могут усладиться любовью и остыть, после чего встречи будут чередоваться с расставаниями, но и первое, и второе будет искренним действием.

И если с тобою мы встретимся вновь,
Мы снова чужими простимся…

😢 Финальная строфа продолжение темы разлуки, ведь на пути вечности их любви стоит очень много препятствий – замужество Мирры одно из них. Вместе с тем, они построят (уже строят) свою страну, в которой всегда будут вместе, пусть там и не найдется места ни пылкой любви, ни горячей страсти. Если не любовниками, то близкими друзьями они останутся навеки, засим и Аминь.

В стране, что для нас навсегда создана,
Где нет ни любви, ни порока…

😢 На этой грустной, но реалистичной, ноте стих завершается, оставляя нас перед фактом жизни – не всегда человек может отдаться любви на 100% - и помеха тому сама жизнь, её реальность преград и непреодолимость препятствий…

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

☝ Стих написан в жанре любовной лирики с вкраплением философских ноток и имеет линейную композицию, где события развиваются последовательно, без смысловых пересечений.

Рифмовка перекрестная (увидав – вечно – избрав – бесконечно), где в первых двух строфах сочетаются открытые и закрытые рифмы, а в третьем катрене все окончания открытые (сна – далеко – создана – порока).

☝ Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитет (женственных женщин).
  2. ✔ Олицетворение (обманна любовь).
  3. ✔ Метафоры («в стране, что для нас создана нет ни любви, ни порока», «чужими простимся»).

💕 Мирре Бальмонт посвятил ни одно стихотворение, с высокой долей вероятности именно Лохвицкой пишется стих «Я буду ждать тебя», написанный в 1900 году и полный искренних чувств. Рекомендуем перечитать это произведение, так как оно приоткрывает дверцу в душу Константина Дмитриевича и оставляет сладко-любовное послевкусие.

Три сонета - Рутберг

Развернуть