Константин Бальмонт в 1917 году

Оригинал текста

«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» — поёт сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» — поют, пылая, розы.

Развернуть

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мёртвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

1917 год.


💕 Стихотворение-сонет написано Константином Бальмонтом на стыке эпох, в 1917 году, когда двуглавый орел над Питером сменился кроваво-красным полотнищем большевиков. Стих "Люби" является одой, гимном любви, прославляющим это великое чувство, без которого человек имеет право на существование, но не имеет права на жизнь.

Бальмонт в 1917 году

💥 Всем известно негативное отношение Константина Дмитриевича к революции, но не все знают, что февральский путч был сразу на ура принят поэтом и только после он присоединился к кадетам, разочаровавшись в идеях большевиков.

Октябрьский же переворот сразу вызвал отторжение Бальмонта, он считал, что тот несет хаос и приведет к смутным временам, что и случилось. Одна из основных претензий к большевикам состояла в том, что пролетариат был стадной стихией и подавлял личность, а значит лишал человека его собственного Я.

💕 В 1917 году Бальмонт живет в Питере (Петроград) со своей третьей женой Цветковской, лишь изредка посещая Москву и навещая там дочь Нину от прежнего брака.

На этом фоне, как противовес смутному времени, и пишется стих, который стал для русской поэзии того времени подснежником на окровавленном снегу. Впервые сонет опубликован в сборнике «Русская мысль», а позже вошел и в книгу стихов «Сонеты Солнца, меда и Луны».

Краткий анализ

☝ С первых строк стихотворения Бальмонт призывает любить – это естественное чувство, о котором человеку твердит сама природа.

«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели…

К любви призывают березы и сирень, о ней шепчут человеку розы, вспыхивая на каждом любовном слове, как костер под дуновением ветра.

Вторая строфа показывает важность любви от обратного:

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия…

😢 Самое страшное, по версии Бальмонта, для человека – это отсутствие любви – безлюбье, когда индивидуум становится холодным, как гробовой камень, и бесстрастным. Любовь этому противовес – она есть огонь, которым способен растопить любой лед в душе.

Третья строфа сонета продолжает тему, называя нелюбящего человека нарушителем закона мироздания, закона, который создало само небо. Нелюбящий человек мертв душой, в нём нет огня. Его существование сводится только к протаптыванию тропинок, по которым будут гулять влюбленные.

В финале глубокая философская нотка:

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он…

✨ С её помощью автор строк показывает, что любовь сильнее смерти, ибо влюбленный счастлив, даже на Голгофе. Годно сказано.

 
 

Жанр, композиция, рифма, тропы

☝ Сонет написан в жанре интимной лирики, имея вкрапления философских ноток и линейное развитие композиции.

Рифмовка кольцевая (березы – расцвели – пыли – розы), первые две строфы имеют вид катренов, а третья и четвертая строфа состоят из трех строчек-терцетов (стандартный размер сонета).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (прекрасен небосклон, шуршащие березы, мертвый звон, цветная пыль).
  2. ✔ Метафоры (в каждом часе слышит мертвый звон, беги угрозы бесстрастия, движутся созвездья, зарю теченья зорь сожгли).
  3. ✔ Анафора (Люби!).

💕 Это не единственное стихотворение Бальмонта, в котором он дерзок и смел, призывая читателя к действию, хотя чаще требует действия от себя. Пример тому стих «Хочу!», где поэт буквально «вымогает» для себя счастье, отправляя призыв в небо и самостоятельно исполняя его.

Читает детский хор

Развернуть