Морозная зима в русском городе

Полный текст

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

Развернуть

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.

Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.

Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухий
Шутом маскарадным одет.

Все обледенело с размаху
В папахе до самых бровей
И крадущейся росомахой
Подсматривает с ветвей.

Ты дальше идешь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решетчатый тес на дверях.

За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.

Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.

И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь».

1941 год


✨ Хороший образец философской лирики представляет собой стихотворение Бориса Пастернака «Иней», в котором автор задаёт вопросы бытия и ищет на них ответы на фоне смены времён года – осени и зимы. Поэт связывает невидимой нитью события в природе и жизни человека, показывая их взаимосвязь и передавая читателю в красивой стихотворной форме.

История написания

Стих пишется холодной осенью 1941 года, когда фашисты смотрят в бинокли на Москву и уже видят себя в столице СССР. Пастернак в это время пытается отправиться на фронт, находясь на даче в ближнем Подмосковье.

💥 Слово «война» не фигурирует в тексте, но в строфах чувствуется напряжение и переживание автора. Он находится в таком же положении, как и миллионы русских и не может не задаваться вопросом «Что завтра?».

Остаться в ритме жизни и частично снять напряжение позволяет природа, созерцание которой возвращает к вечности с её неизменными ценностями и надеждами на лучшее. Смена времён года – это в глазах Пастернака сменяемость эпох, переход одного состояния мира в другое. Именно в такой переломный момент для Родины и пишется стихотворение.

 
 

Сюжет и тема стиха

Начинается стих с листопада осени, когда в теплые края тянутся косяки перелётных птиц, а ветер нянчится с рябиной. Прощание с последними относительно теплым днями не должно печалить человека, так как:

Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.

🤔 Уже завтрашнее утро может подарить зиму, которая прилетит с севера белыми мухами снега. Лес и город принарядится в белые одежды, а озёра скуёт лед. Лес в овраге станет похож на сводчатый терем, а тишина словно бы оправится инеем в резьбу и станет походить на четверостишье о спящей царевне.

На этом фоне у автора в грёзах рождается благодарность Богу за дар жизни и право созерцать его дивные творения.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь».

Временная петля

👀 При анализе строк мы видим, что автор призывает не печалиться от слякоти осени (наступления фашистов), так как мир возьмёт своё и рано или поздно придёт зима с её тишиной и сказочной красотой. Пастернак не упоминает в 1941 году имя Бога напрямую, но слова благодарности относятся именно к нему.

Стихотворение учит уметь терпеть и не терять надежды на позитив, ведь этот мир создан слишком мудро для торжества горя и всегда сменяет минуты печали мгновеньями счастья.

Тропы в произведении

В стихотворении присутствуют образные обороты речи (тропы), которые помогают поэту передать внутреннее настроение произведения. Отметим тропы:

  • …ветер, рябину занянчив, пугает ее перед сном.
  • Здесь инея сводчатый терем, решетчатый тес на дверях.
  • За снежной густой занавеской.

Также имеются образные обороты речи:

Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.

И ещё:

И крадущейся росомахой
Подсматривает с ветвей.

😎 Автор использует метафоры (глухая пора листопада, за снежной занавеской, святочный лёд, белые мухи и т д.) и эпитеты (зимняя гладь, сводчатый терем, лес лопоухий и пр.).

Стих написан в жанре философской лирики, с примесью пейзажных зарисовок, и имеет перекрёстную рифму (листопада – косяки – не надо – велики).

Читает Л Кононова

Развернуть