Текст
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Развернуть
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
1931
💕 Стихотворение написано в 1931 году на фоне любви Пастернака к Зинаиде Нейгауз, которую автор сравнивает с её предшественницей Евгенией Лурье. Это были полные антиподы, тем интересен анализ строк, ведь он поможет взглянуть на женские достоинства и недостатки глазами поэта.
Тяжёлый крест Лурье
Евгения Лурье была художницей, то есть, человеком творческим до мозга костей, как и сам Пастернак. Это помогало творить, поддерживать друг друга в творческих начинаниях по первому времени, но никак не стало основой быта. Евгения была отстранена от домашних дел, как янычар от благотворительного фонда, поэтому домашние хлопоты в совместной жизни легли на плечи Бориса Леонидовича.
🤔 Как говорят в народе «руки не отвалятся» от уборки дома и готовки, но это уже мешало творить самому поэту. Получается, что он вознёс себя на алтарь Лурье и стал её придатком, обеспечивая тыл в ущерб собственному таланту. Первая строка стихотворения посвящена именно ей:
Любить иных — тяжелый крест.
💥 Евгения не терпела компромиссов и не хотела не могла возложить на себя хотя бы часть домашних хлопот, что и стало причиной их расставания. Пастернак был не готов стать кухаркой для художницы, она не готова была быть домохозяйкой для поэта.
Красота без извилин Нейгауз
👼 Совсем другой тип представляла собой Зинаида Нейгауз, которая была до банальности простой и искренней. Домашние дела не были для неё чужими, а лесть не имела места в обращении, что и подкупило Пастернака, несмотря на то, что на момент знакомства Зинаида была замужем.
Отношения стартовали и развивались, Нейгауз ушла от мужа и в СССР появилась ещё одна ячейка общества, в которой роли были расписаны согласно классическому представлению о семье.
☝ Вторая строка стихотворения не должна быть оскорбительной для Зинаиды, ведь под словами:
А ты прекрасна без извилин
😊 Автор понимает не тупость, а простоту любимой. Она не пытается вступать в философские споры, белое называет былым, а чёрное чёрным. Зинаиде чужды поиски истины, для неё главное любовь любимого человека и благополучие в доме. Такой микс по душе Борису Леонидовичу, поэтому союз крепок и Зинаиде даже посвящено несколько стихотворений.
По мнению Пастернака, женщине не нужен большой аналитический ум, так как это отнимает у неё женственность и прелесть, делая «мужиком в юбке». С простой женщиной жить легко, ведь бытие не засоряется лишними спорами и домыслами, что оставляет больше простора для творчества.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
💔 Как отнеслись к строкам Лурье и Нейгауз, ставшая вскоре Пастернак, история умалчивает, но думается женщины адекватно отнеслись к своей оценке. В конце концов, в стихотворении нет ничего оскорбительного, автор лишь сравнивает свою новую любовь с предыдущей без перехода на неуместные детали.
Кстати, похоронена Зинаида Пастернак (Нейгауз) в 1966 году рядом с могилой мужа в Переделкино.
Краткий анализ
📝 Стихотворение посвящено Зинаиде Нейгауз, ставшей впоследствии женой Пастернака, и содержит небольшое сравнение преимуществ новой любви перед бывшей – Евгенией Лурье. Образ лирического героя и автора строк полностью слит, форма представления монолог-обращение.
✨ Стих написан в жанре элегии четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (крест – извилин – секрет – равносилен). В качестве средств выразительности поэт использует сравнение, эпитеты (не большая хитрость, твой смысл бескорыстен) и метафоры (шорох снов, любить иных тяжёлый крест и др.).
Строфы легко запоминаются, не имеют скрытого между строк подтекста и мелодичны.