Текст
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.
Развернуть
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
1931 год
💔 Ничто так не побуждает поэта к написанию красивых строк, как рождение новых чувств, когда Муза присаживается рядом с письменным столом и помогает передать на бумагу бессмертные строфы. Так, стихотворение «Никого не будет в доме» Борис Пастернак пишет в 1931 году после начала близких отношений с Зинаидой Нейгауз, пытаясь передать в нём эмоции влюблённого человека.
Пастернак и Зинаида Нейгауз
💕 Чувства между Зинаидой и Борисом вспыхнули, как папиросная бумага от поцелуя огня, несмотря на то, что оба на момент их зарождения находились в законном браке. Более того, над Пастернаком тяготело чувство вины перед женой, но новая любовь оказалась сильнее, ей просто нельзя было противостоять.
Пара встретилась в Москве в 1927 году, а в конце лета 1931 года в Аджарии они были вместе, куда банально сбежали от московской суеты. «Медовый» месяц прошёл в санатории «Грузия» в Кобулети, где Зинаида и Борис проводили время в окружении вековых сосен и своих грузинских друзей.
Тема и сюжет
☝ Стих есть яркий образец любовной лирики, в которой проглядываются нотки философии, что свойственно Пастернаку. Автор сумел соединить вместе темы встречи с любимой и одиночества, которое помогает подчеркнуть важность любовного свидания.
По сюжету лирический герой находится один в воображаемом зимнем доме, покрытом в вечерние сумерки вуалью ожидания любимой женщины.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один.
Чтобы в полной мере вкусить радость от встречи герою необходимо побыть в одиночестве, ему надо остаться наедине с тишиной, между крышами и снегом.
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
😢 В это время героя посещают воспоминания о былом, где есть место и «не отпущенной вине» перед бывшей женой, место которой заняло новая возлюбленная. Он оценивает прошлое и отпускает его, чтобы открыть дорогу к будущему.
Пребывание в одиночестве не будет долгим, неожиданно колыхнётся портьера и из-за неё появится его женщина, предмет его ожидания и обожания.
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
💖 Свою возлюбленную герой воспринимает настолько всерьез, что называет её будущностью, при этом свидание имеет не только банальный сексуальный мотив – это встреча не только двух тел, но и двух близких душ. Белый наряд возлюбленной тому подтверждение, хотя конечно, отношения и не предполагались чисто в платонической области.
Краткий тех анализ
📝 Стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой (доме – один – проеме – гардин) и состоит из двух частей. В первой герой находится один в ожидании возлюбленной, томится в одиночестве и вспоминает возможные ошибки прошлого. Во второй любимая приходит и падает занавес таинства встречи.
Пастернак использует в стихе большое количество метафор (например, «по портьере пробежит сомненья дрожь»), а эпитеты (белые… комья, зимний день) помогают автору передать настроение стихотворения. Имеется пример сравнения (ты, как будущность войдешь), которое возвеличивает женщину в глазах читателя и оправдывает свидание с ней.