Гений Б Пастернак

Полный текст

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Развернуть

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.

1956 год


Анализ строк

✨ Борис Пастернак известен не только как поэт-лирик, но и как поэт-философ, пытающийся найти место под небом и живым взойти на плаху познания. Поиск сути бытия хорошо заметен в стихотворении «Во всём мне хочется дойти», написанном Пастернаком в 1956 году.

🔥 Уже в первых строках видно, что Борис Леонидович не готов довольствоваться часть, а желает познать целое, увидеть суть жизни:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Автор не разделяет работу, сердечную смуту и поиск пути – это ноты одной мелодии и она должна звучать понятно и гармонично. В переплетенье нот бытия и пытается разобраться, дойти до сути, Пастернак.

🔥 Для этого требуется узнать сущность протекших дней, найти их причину, корни и сердцевину, иначе ответ не будет полным. Узнав сущность происходящего, можно делиться с ней в стихах и прозе, открывать читателю новые мелодии познания и стать для него компасом и ориентиром в жизни.

Автор не просто ищет свою истину и желает поделиться с ней, но и призывает другим искать сущность бытия для себя. Это поможет достойно прожить жизнь, сделав предназначенное свыше, но при этом всегда оставаясь живым.

 
 

🔥 Поэт хочет не терять нить поиска, параллельно с этим совершая открытия, продолжая любить, думать и чувствовать. Не всё можно увидеть, понять и передать другим сразу, для этого требуется время, призвание и самоотдача. В качестве примера Пастернак показывает своё желание написать о свойствах страсти, которая живёт в душе каждого, но далеко не всем открывает своё истинное понимание.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

В стихотворении, анализ которого я провожу, Пастернак говорит, что в стихах должна отражаться жизнь во всей полноте красок. Поэзия войдёт в душу читателя, если в ней будут раскаты грома и дыханье мяты. Если строки пишутся сухо, а автор не может понять причин и цели сочинительства, то поэзия не будет востребована – она родится мёртвой и не сможет ожить в сознании читателя.

🔥 Пастернак в стихах призывает искать смысл жизни, во все моменты оставаться человеком и учиться оценивать свой жизненный путь. Призыв направлен и обычному читателю и коллегам по поэтическому цеху.

Найти суть жизни дано не всем, но оставаясь в вечном поиске можно увидеть всполохи истины и достичь гармонии. Относительно творческого человека это правило обязательно, иначе писать будет не о чем и передать следующим поколениям нечего.

Рифма стихотворения гармонична, строки легко запоминаются, но при всей напевности они скрывают в себе глубокий смысл, который и пытается нам передать в гармонии лирики великий русский поэт.

Анализ средств выразительности

Произведение написано в жанре философской лирики стихотворным размером ямб, имеющим перекрёстную рифмовку (дойти – сути – пути – смуте) с открытой и закрытой женской и мужской рифмой.

✨ Средства художественной выразительности (тропы):

  1. ✔ Эпитеты (протекшие дни, натянутая тетива).
  2. ✔ Метафоры (сердечная смута, сущность дней, нить судеб, живое чудо и пр.).
  3. ✔ Сравнение (как сад).

Также мы видим олицетворения (дыханье роз, дыханье мяты, цвели бы липы гуськом). Имеются и анафоры, придающие строкам оригинальное звучание и ритмичность. 


Читает Хаматова и Прошкин

Развернуть