Текст
Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.
Развернуть
Ты — душная, как май, Ямская,
Шевардина ночной редут,
Где тучи стоны испускают
И врозь по роспуске идут.
И в рельсовом витье двояся,—
Предместье, а не перепев,—
Ползут с вокзалов восвояси
Не с песней, а оторопев.
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари,
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена,— струись!
1922 год.
📝 Тайнам поэтического ремесла и размышлениям о роли стихов в жизни поэта посвящено стихотворение «Поэзия», которое Пастернак написал в 1922 году. Стих слегка приподнимает завесу тайны над «колдовством» пиита и будет интересен тем, кто любит поэзию и хоть раз пытался положить на бумагу несколько строф.
На каком фоне пишется стих
❓ Чем примечателен 1922 год для Бориса Леонидовича (по отчеству звучит не очень для 32-летнего поэта, но пусть это будет дань уважения к Нобелевскому лауреату), на каком фоне пишется стих? В этом год Пастернак сочетался узами брака с Евгенией Лурье, уроженкой белорусского Могилева, с которой Борис худо-бедно прожил до 1931 года. Она же родила Пастернаку старшего сына Евгения (1923 год), ставшего впоследствии довольно известным искусствоведом.
Также в 1922 году выходит поэтический сборник Пастернака «Сестра моя – жизнь», большинство произведения которого написано ранее, в 1917 году.
Разбор сюжетной линии
👀 С первых строк произведения видно, насколько Пастернак боготворит поэзию, насколько он влюблен в стихи, если ими готов клясться, а клянутся только самым дорогим.
Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца.
🤔 Вместе с тем творчество для него не попытка возвеличиться – это часть жизни, это воспоминания отрочества и пригород любимого города, где прошли лучшие дни жизни. Интересна определение «не припев» - возможно оно указывает, что стихи не повторяются, как припев, каждая строчка всегда единственна и оригинальна.
Далее автор приводит ещё рад сравнений поэзии, чтобы показать её многоликость и важность в жизни поэта. Она порой душна, подобна маю на Ямской, но иногда стойкая, как редут в деревне Шевердино (привет 1812 год и Наполеон).
Ты — душная, как май, Ямская,
Шевардина ночной редут
✨ Стихи – это часть бытия, это тень поэта, а солнцем, создающим её, является Муза. Поэзия неотрывна от, влюбленного в неё человека, она не идет рядом с ним по дороге жизни, она является частью его.
В финале автор сравнивает поэзию со струей воды, под которую часто достаточно подставить тетрадь, и она выльется на её страницы стихами.
Тетрадь подставлена,— струись!
Анализ средств выразительности
📝 Стихотворение написано в пять строф, при этом первая имеет нестандартное количество строк – пять. Рифмовка перекрестная (Ямская – редут – испускают – идут).
Из средств выразительности не пройдем мимо:
- Метафор (Отростки ливня грязнут в гроздьях, тучи стоны испускают).
- Анафоры (Ты – лето (пригород, душная).
- Сравнений (как май, как цинк).
- Эпитетов (ночной редут, душная Ямская).
Также отметим лексический повтор «долго, долго» и восклицание в последней строке стихотворения.
☝ Рекомендуем прочесть ещё один стих Пастернака, посвященный стихам – это «Определение поэзии», написанный на 5 лет раньше, в 1917 году.