Текст
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.
Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда Чудачеств,
бедствий и замет.
Развернуть
Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметет.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.
Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денек
Прояснит много из того,
Что мне и милой невдомек.
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу,
вхож, Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.
1917 год.
👀 Произведение «Про эти стихи» пишется Пастернаком в 1917 году, когда автор строк сделал свой жизненный выбор в пользу поэзии. Проза появится в творчестве Бориса Леонидовича много позже, до 1928 года он был предан стихам и не изменял строфам с романами и рассказами.
Рождение стихов
😢 Стихотворение в рваном темпе и сильно завуалировано показывает сложность процесса написания стихов, когда не всегда Лира правит пером и не всегда на помощь приходит Муза.
В первой строфе вы видим болезненное рождение «этих стихов» в процессе бега по городским тротуарам, когда стекло витрин и солнце всячески этом мешают, создавая между поэтом и бумагой преграду.
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам.
Нередко первыми, а порой и единственными слушателями стихов являются потолок и сырые углы, часто только они видят зачатие поэзии, которой не суждено родиться из-за аборта творчества.
✨ Часто поэт живет в своем мире безвременья, когда ему нет дела до даты в календаре и года под окнами жилища – он живет в одной затяжке сигареты от Байрона и пьет на брудершафт с Эдгаром По. В момент сверки часов поэт выглянет в окно и спросит проходящих мимо его жизни обывателей:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
☝ Пока же поэт может позволить себе все – и войти в Дарьяльское ущелье, и окунуться в ад, и ощутить внутри себя лермонтовскую дрожь, пробуя на вкус будущее губами в бокале с горьким вермутом. Творцу позволено все, ведь за все он уже платит своим существованием. За каждую строку он расплачивается кусочком души в режиме онлайн.
Анализ коротко
📝 Стихотворение написано в жанре философской лирики и описывает сложный и многогранный процесс создания стихов. Рифмовка перекрестная с открытыми и закрытыми рифмами (истолку – пополам – потолку – углам).
Композиция развивается линейно, сворачиваясь в финальную точку сравнением поэта с творцом, которому позволено многое.
Метафора: На тротуарах истолку / С стеклом и солнцем пополам.
Олицетворения:
- Задекларирует чердак.
- Буран будет месть.
- Глянет Рождество.
Эпитеты:
- Сырые углы.
- Разгулявшийся денек.
- Засыпанной дыре.
Анафора в четвертой строфе «Пока я», в третьей и четвертой строфах есть риторические вопросы.
✨ Средства выразительности помогают Пастернаку оживить стих, наполнить его образами поэта и наделить предметы и явления желаемыми свойствами.
Читает Леонид Филатов
Стихотворение хорошо читает Л Филатов, а затем песню на слова исполняет С Швец.