Полный текст
Есть и в моем страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других…
Их тяжкий гнет, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.
Развернуть
Вдруг все замрет. Слезам и умиленью
Нет доступа, все пусто и темно,
Минувшее не веет легкой тенью,
А под землей, как труп, лежит оно.
Ах, и над ним в действительности ясной,
Но без любви, без солнечных лучей,
Такой же мир бездушный и бесстрастный,
Не знающий, не помнящий о ней.
И я один, с моей тупой тоскою,
Хочу сознать себя и не могу —
Разбитый челн, заброшенный волною,
На безымянном диком берегу.
О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей —
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, —
По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе;
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить;
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
1865 год.
💕 Стихотворение с легкой песочной начинкой о "страдальческом застое" вышло из сердца Федора Тютчева и легко на бумагу в 1865 году, практически через год после смерти возлюбленной, Елены Денисьевой. Ей оно и посвящено, точнее, её светлой памяти, оставшейся с поэтом навсегда.
☝ В строках Тютчев ещё раз взвешивает былые отношения и осознает тяжесть потери:
Минувшее не веет легкой тенью,
А под землей, как труп, лежит оно…
☠ Он сравнивает свое настоящее с настоящим трупа, который находится внутри земли, лишенный солнечного света и любви. Лучше всего состояние Федора Ивановича характеризуют строки:
Разбитый челн, заброшенный волною,
На безымянном диком берегу…
Он уже не в том возрасте, чтобы искать новые чувства, да любовь к Денисьевой ещё жива, в отличие от предмета своего обожания.
☝ Некоторые говорят, что именно Тютчев виноват в смерти Елены, но это не так (важное отвлечение от темы анализа), так как девушка умерла почти через 3 месяца после родов, родив Федору Ивановичу сына Николая. Да, роды были тяжелы, но разве Тютчев виноват, что после них у Денисьевой стал прогрессировать туберкулез, который и убил её в августе 1864 года?
Возвращаясь к строкам, мы видим, как тоскует поэт, как он просит Господа сохранить ему хотя бы память (муку) о любимой, если он не смог сохранить её саму.
💖 Она любила наперекор общественному мнению, она любила даже более вопреки, чем за, посему достойна уважения и любви, чтобы сверху видеть благодарность за свою жертву.
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить…
💕 Она умела страдать и любить, верить и молиться, так пусть же память о ней останется светлой, назло злым языкам, ищущим порока в чужой жизни, а самим живущим в дерьме.
Да, её положение «любовницы» было фальшиво, но зато чувства искренне, так неужели второе имеет меньший вес, чем первое?
Жанр, рифма, тема и тропы
🤔 Отнесем стих к жанру исповеди, сквозь молитву которой пробиваются ростки бессмертной любви великого поэта к простой, но любящей девушке.
Основная тема стихотворение – это горечь от потери возлюбленной и благодарность ей за взаимную любовь.
Рифмовка перекрестная (засто́е – други́х – роково́е – стих) с чередованием женской и мужской, закрытой и открытой рифмы.
✨ Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (страдальческий застой, тяжкий гнет, легкая тень, тупая тоска и пр.).
- ✔ Метафоры (минувшее веет, разбитый челн, живая мука).
- ✔ Инверсии (бремя роковое, мир бездушный и бесстрастный).
- ✔ Олицетворение (не выскажет стих).
- ✔ Сравнение (как труп).
👀 Завершается произведение перечислением глаголов действия, которые относятся к главной героине стихотворения – Елене Денисьевой, умевшей страдать, молиться и любить.