Текст
Как нас ни угнетай разлука,
Не покоряемся мы ей -
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней.
Развернуть
Пора разлуки миновала,
И от нее в руках у нас
Одно осталось покрывало,
Полупрозрачное для глаз.
И знаем мы: под этой дымкой
Все то, по чем душа болит,
Какой-то странной невидимкой
От нас таится - и молчит.
Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена,
И в колее недоумений
Вертится нехотя она.
Пора разлуки миновала,
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало,
Столь ненавистное для нас!
1869 год.
❓ Чей образ витает сквозь строки стихотворения с вопросительным тайтлом о самой невыносимой муке? Что хочет с помощью строф донести Тютчев до читателя? На эти вопросы и попытаемся ответить в анализе данного произведения, ставшего примером красоты слога Золотого века русской поэзии.
Посмертное прощание с любовью
📝 Стих по мотиву и наполнению схож с произведением «Есть и в моем страдальческом застое», написанном на 4 года ранее и также посвященном Денисьевой.
🤔 В данных строках автор пытается ещё разобраться в своих чувствах к любимой, так рано от него ушедшей и оставившей его у разбитого корыта жизни.
Разница между стихотворениями в 4 годах, если в первом из них больше прямой боли, то втором больше тихой безысходной грусти.
Для сердца есть другая мука,
Невыносимей и больней…
☝ Да, боль сменилась грустью, но и она, пусть не рвет волосы, но давит медленным неизбежным прессом, сжимая душу до состояния бумажного листа.
От боли разлуки осталась тонкая дымка – давит уже не отсутствие любимой на расстоянии протянутой руки, в этой земной жизни, а собственная пустота – когда в тебе не отражаются любящие глаза.
👀 Тютчев в 1869 году видит, что образ Денисьевой уходит от него – он страшится этого, ведь эти воспоминания – это все, оставшееся у него от своей безмерной любви. Физическая боль проходит и внутренние образы становятся блеклыми – вот уже и голос Елены звучит внутри души тише, и за створкой закрытых глаз её очертания становятся смутными.
Где цель подобных искушений?
Душа невольно смущена…
❓ Искушение пустотой, вместо недавнего грохота падающего счастья? Смущение души, вместо вчерашнего желания бегать по райским кущам голышом?
Душа Тютчева спрятана за покрывалом забвения, куда утаилась в надежде сохранить частичку себя, спрятать последний уголек чувств и в час ночной пытаться подуть на него остывающими губами…
И мы не смеем, в добрый час
Задеть и сдернуть покрывало…
💕 И мы не посмеем сдернуть этот полог, тем более Денисьева и Тютчев давно ум же договорили друг другу несказанные слова, находясь в глубине чувств много выше нас, грешных искусственной любовью.
Жанр, композиция, рифма и тропы
📝 Стихотворение написано в жанре любовной лирики с тонкими вкраплениями философии человека, потерявшего любовь раньше положенного срока.
Композиция линейна по структуре и состоит из пяти катренов, сплетенных в единое целое нитями грусти и перекрестной рифмовкой (разлу́ка – ей – му́ка – больне́й) с женской и мужской рифмой.
✨ Выразительные средства поэта:
- ✔ Эпитеты (невыносимей и больней, полупрозрачное покрывало, добрый час).
- ✔ Олицетворение (не угнетай разлука, душа смущена).
- ✔ Метафора (колея недоумений).
☝ Для выразительности автор также использует инверсии, риторический вопрос и восклицание, которым стих и завершается, оставляя нас перед тоскующим силуэтом печального поэта.