Текст
Не рассуждай, не хлопочи —
Безумство ищет — глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему — то будет…
Развернуть
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу —
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава Богу!
1850 год.
🤔 Исполненный мудрости и уже познавший почти все «счастия» любви и несчастия разлуки, в 1850 году Федор Иванович Тютчев пишет стихотворение в стиле завета, где предлагает лишний раз не рассуждать и не хлопотать, ставшее его завещанием читателям.
Стих является наставлением, основанным на житейской мудрости, где автор рекомендует довериться воле Божьей и меньше суетить тело под вечностью звездного неба.
История создания
🍜 Как-то раз граф Борх собирал званный обед, чтобы показать влиятельным друзьям и недругам своё устойчивое положение в обществе и финансовое благополучие.
👼 Одно из приглашений получил и Тютчев, бывший к тому моменту старшим цензором в МИД России. Однако сердце поэта-дипломата не испытывало душевного трепета к меню Борха и вначале Федор Иванович решил отказаться от увеселительного мероприятия под названием «званный обед».
Случайно или нет, но автограф анализируемого стиха был написан Тютчевым на обратной стороне приглашения Борха, посему автор сказал: «Ой», счел такое совпадение добрым знаком и, отказавшись от домашней жирной снеди, поехал-таки на обед к графу).
Доверься року и живи…
☝ Центральной строкой стихотворения назовем:
А завтра быть чему — то будет…
В ней видно, что автор верит в судьбу, а если посмотреть по строкам чуть выше, то понятно, что поэт ещё и большой лентяй, предлагающий лечить раны дня не действием, а сном).
😪 Тютчев советует меньше суетиться в жизни, ибо чему надобно, то придет само, а чему не бывать, того и не случится.
😊 Во второй строфе поэт-философ дает совет «забить» на все проблемы, пережив с видом благородного инфантилизма тревоги и невзгоды. Для нервной системы это бальзам:
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава Богу!
🤔 Оказывается, ошибался герой Островского, Павка Корчагин, от неуемного желания жить, заявивший:
… прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…
Тютчев предложил вариант приятнее и проще – поспать часок-другой, а там проблемы, глядишь, и сами рассосутся).
❓ Кто из них прав вопрос, но возможно, истина, как это часто бывает, находится посередине и дикое желание жить Корчагина должно балансировать с предложением Тютчева уметь забивать на проблемы и больше доверять року.
Жанр, размер, рифма и композиция
📝 Стихотворение написано четырехстопным ямбом (второй ударный слог) в жанре философской лирики, где композиция состоит из двух катренов, исполненных житейской мудрости.
Рифмовка перекрестная (хлопочи́ – су́дит – лечи́ – бу́дет), где первая пара связана мужской, а вторая женской рифмой.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Олицетворения (глупость судит, безумство ищет).
- ✔ Метафоры (дневные раны, день пережит, сном лечить).
✨ Отметим также риторические вопросы и восклицание во второй строфе, где появление литературных эмоций несколько разгоняет сон мудрости Тютчева.