Полный текст
Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.
Развернуть
На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мете.
Все вместе — малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все — безразличны, как стихия, —
Сольются с бездной роковой!..
О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?
1851 год.
✨ В этом стихотворении с пейзажным заголовком Тютчев прибегнул к одному из любимых своих художественных приемов, смешав пейзажную же и философскую лирику, сделав одну продолжением другой.
Стих написан в 1851 году, когда Федор Иванович был счастлив в кругу жены, любовницы и детей, имея время и желание поразмышлять о построении мира.
Льдины и люди
☀️ Для первой части произведения, и основного полета мысли, Тютчев избрал картину речного ледохода, когда большие и малые льдины стремятся по течению, чтобы впасть в бесконечное море и там раствориться.
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет…
🌜 Они упорно плывут, для трансформации изо льда в воду, плывут днём и ночью, а размер значения не имеет от слова «совсем» - из одной льдины выйдет ведро, из другой бочка морской воды).
В момент состояния льда, у всех льдин была какая-никакая форма, но роковая стихия их её лишает, сливая в единое множество с одной ей ведомой целью.
Все — безразличны, как стихия, —
Сольются с бездной роковой!..
👀 Вторая часть стиха всего один катрен, где паводковые льдины сравниваются с судьбой человека.
- ✔ Не все ли мы одинаково плывем к неизвестной бездне?
- ✔ Не все ли теряем форму бытия, превращаясь в прах?
- ✔ Не на всех ли стоит печать неизбежности?
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?
❓ В финале автор спрашивает, прекрасно зная ответ, но не желая его явью портить себе торжественность единения с Музой…
Жанр, рифма, размер и тропы
📝 Данный стих написан четырехстопным ямбом, где двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге, а композиция состоит из двух частей – большой в жанре пейзажной лирики и малой с философской начинкой.
Рифмовка перекрестная (просто́ре – вод – мо́ре – плыве́т) с женской рифмой в первой-третьей строках и мужской во второй-четвертой строчках.
✨ Выразительные средства:
- ✔ Эпитет (речной простор).
- ✔ Олицетворение (ожившие воды).
- ✔ Метафоры (всеобъемлющее море, бездна роковая, мысли обольщенье).
- ✔ Сравнение (как стихия).
☝ Также из художественных средств отметим анафору (Не таково ль – Не такова ль…), которая завершается риторическим вопросом-обращением к человеческому Я.