Весенний паводок на реке

Полный текст

Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

Развернуть

На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мете.

Все вместе — малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все — безразличны, как стихия, —
Сольются с бездной роковой!..

О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?

1851 год.


✨ В этом стихотворении с пейзажным заголовком Тютчев прибегнул к одному из любимых своих художественных приемов, смешав пейзажную же и философскую лирику, сделав одну продолжением другой.

Стих написан в 1851 году, когда Федор Иванович был счастлив в кругу жены, любовницы и детей, имея время и желание поразмышлять о построении мира.

Льдины и люди

☀️ Для первой части произведения, и основного полета мысли, Тютчев избрал картину речного ледохода, когда большие и малые льдины стремятся по течению, чтобы впасть в бесконечное море и там раствориться.

Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет…

🌜 Они упорно плывут, для трансформации изо льда в воду, плывут днём и ночью, а размер значения не имеет от слова «совсем» - из одной льдины выйдет ведро, из другой бочка морской воды).

В момент состояния льда, у всех льдин была какая-никакая форма, но роковая стихия их её лишает, сливая в единое множество с одной ей ведомой целью.

Все — безразличны, как стихия, —
Сольются с бездной роковой!..

👀 Вторая часть стиха всего один катрен, где паводковые льдины сравниваются с судьбой человека.

  • ✔ Не все ли мы одинаково плывем к неизвестной бездне?
  • ✔ Не все ли теряем форму бытия, превращаясь в прах?
  • ✔ Не на всех ли стоит печать неизбежности?

Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?

❓ В финале автор спрашивает, прекрасно зная ответ, но не желая его явью портить себе торжественность единения с Музой…

 
 

Жанр, рифма, размер и тропы

📝 Данный стих написан четырехстопным ямбом, где двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге, а композиция состоит из двух частей – большой в жанре пейзажной лирики и малой с философской начинкой.

Рифмовка перекрестная (просто́ре – вод – мо́ре – плыве́т) с женской рифмой в первой-третьей строках и мужской во второй-четвертой строчках.

✨ Выразительные средства:

  1. ✔ Эпитет (речной простор).
  2. ✔ Олицетворение (ожившие воды).
  3. ✔ Метафоры (всеобъемлющее море, бездна роковая, мысли обольщенье).
  4. ✔ Сравнение (как стихия).

☝ Также из художественных средств отметим анафору (Не таково ль – Не такова ль…), которая завершается риторическим вопросом-обращением к человеческому Я.

Читает Элиза Лескова

Развернуть