Текст
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
Развернуть
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упра́зднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье родовое.
1848-1850 годы.
🌜 В стихотворении о святой ночи Федор Тютчев показывает немощь и слабость человека перед величием ночной тьмы и бесконечностью Вселенной, пытаясь объединить образы малого и великого в одной поэтической картине. Стих написан в конце 40-х годов 19 века и показывает одиночество лирического героя перед лицом вечности, в которой нет ему пока места.
Тютчев в конце 40-х XIX века
✨ Из длительной мюнхенской командировки Федор Иванович Тютчев возвращается в 1844 году и продолжает дипломатическую карьеру в России. В 1848 году он получает должность старшего цензора, но не живет одной службой – участвует в кружке Белинского, пишет публицистику на французском и не забывает про стихи, хотя пишет их мало и почти не публикует на этом отрезке жизни.
Краткий анализ
☝ Стихотворение состоит из двух авторских строф-октав, которые соединяет общая тема произведения. В первой части мы видим появление на небосклоне ночи, похожей в своём золоте звезд на покров, накинутый над бездной.
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной…
Под этим величием вечности стоит человек, похожий на бездомного сироту в своей плотской немощи и часто в духовной пустоте. Он стоит перед пропастью Вселенной, песчинка внутреннего мира перед океаном внешнего Божественного создания.
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной…
☝ Во второй части Тютчев больше внимания уделяет человеку, в конце концов, даже при своей ничтожности не зря же он родился и живет… Человек одинок и чувствует себя покинутым. Ему нет опоры от вечности, он тонет в глубине своей души, похожей на частичку бездны Вселенной, и не находит в ней прохода к вечным ценностям.
Автором строк отлично прорисован образ ночи, горящей над ней софитами звезд Вселенной и маленького одинокого человека внизу, который томится перед святостью вечного в тоске своего одиночества.
Жанр, рифма и тропы
✨ Стихотворение написано в жанре философской лирики с вкраплением пейзажных зарисовок, и имеет линейное развитие композиции, состоящей из двух частей.
Рифмовка перекрестная (взошла – любезный – свила – над бездной), где имеются открытые и закрытые рифмы (заканчиваются на согласную).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (святая ночь, темная пропасть, сирота бездомный, наследье роковое, минувший сон).
- ✔ Олицетворения (ночь взошла, ночь свила, мир ушел, мысль осиротела).
- ✔ Метафоры (золотой покров).
- ✔ Сравнение (человек, как сирота).
- ✔ Инверсии (на небосклон взошла, день отрадный, день любезный, сирота бездомный, пропасть темная).
🌜Образ ночи много раз встречается в стихотворениях Тютчева, даже в его миниатюре «Слезы людские» действие происходит ночью, что завораживает и придает произведению таинственности. Не читали? Советуем прочесть, ибо 2 минуты могут принести долгое терпкое послевкусие…