Текст
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Развернуть
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
1915 г.
✨ Бодрит, тонизирует и помогает раскрыть сонные веки обывателя стихотворение Игоря Северянина «Увертюра», написанное в оригинальном жанре эгофутуризм в 1915 году. Стих так и тянет к новому, призывая ломать старые рамки бытия и открывать новые границы горизонта.
Немного за историю стиха
Состояние общества в 1915 году в России далеко не лучшее, уже год идет Первая мировая война, стартовая волна патриотизма прошла и люди начинают видеть цену агрессии России. Тысячи солдат становятся удобрением для европейских полей, а царь Николай отправляет в топку безумия все новые партии воинов, вынужденных стать дровами чужих амбиций.
На этом фоне стих становится некой отдушиной, которая позволяет оторваться от реальности и окунуться в иллюзорный мир, написанный пером футуриста Серебряного века. Произведение нашло своего читателя сразу, так как латать душу иллюзиями в это время хотели все, но годных латок очевидно не хватало.
Ананасы, шампанское, футуризм
☝ Стих начинается с мажорной ноты и не сбавляет позитивного фона до финальной строчки. Метафора «ананасы в шампанском» является дверцей для переноса в мир будущего, стихотворцем которого Северянин сам себя и назначил.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Первые строки дарят то, чего в 1915 году не хватает – остроту и искры жизни на фоне падения духа и начала усталости от войны.
Завершается первая строфа прорисовкой главного героя, от имени которого и ведется повествование. Он разодет, как новогодняя елка – гардероб от Испании и Норвегии, наряд пестрый, а перед ним бокал с шампанским. Герой вдохновлен атмосферой вечера и берется за перо, чтобы оставить её в истории.
☝ Вторая строфа – это погружение в мир эгофутуризма, поэзии будущего, как считал автор строк. Перед глазами читателя проносятся аэропланы, бегут автомобили, а вечер выходит на пик – кто-то в этой праздничной суете побит, кто-то зацелован.
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Северянин достигает пика накала стихотворения с помощью игры слов и подачи читателю новых понятий – ветропросвист и крылолет. Это поднимает накал на вершину, поэтому третья строфа его сбивает, чтобы стихотворение не «взорвалось» от внутреннего напряжения).
☝ В последнем четверостишие лирический герой признается, что преследует цель превратить трагедию (он видит трагедию России в 1915 году, он чувствует начало конца монархии?) в грезофарс.
В последних строках ещё раз используется метафора про шампанское и ананасы, а финальная точка – это предложение перемещаться в соответствии со своими желаниями.
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
Эта строка выдана поэтом на праздничный стол недаром, так как в 15 году многие хотят сбежать, раствориться из объятой смертью России. В 1915 году, как и в 2022 при путинизме, люди чувствуют начало конца и не хотят стать ступеньками в его небытие.
🤔 Северянин дает в данном произведении то, чего ждут читатели, уставшие от реальности и желающие утонуть в волнах иллюзии. Варианта бытия в это время три – бедствие, иллюзия или сумасшествие, и поэт предлагает остановиться на варианте №2, занимая пост национального психолога.
Анализ троп и рифмы
👀 Стихотворение написано в три авторские строфы размером анапест (но несколько раз автор использует четыре вместо трех слогов) и относится к оригинальному жанру эгофутуризм.
Рифмовка перекрестная (шампанском – остро – испанском – перо), где есть открытые и закрытые (шампанском – испанском) рифмы.
Композиция развивается линейно и передает пульсацию вечеринки, где доминирует позитивное настроение и гости смотрят в будущее без слез.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Неологизмы (ветропросвист, крылолет).
- ✔ Метафоры (ананасы в шампанском, вдохновляюсь порывно, пульс вечеров).
- ✔ Эпитеты (нервные девушки, острое дамское общество).
- ✔ Олицетворение (бе́ги автомобилей).
Стихотворение есть яркий пример эгофутуризма, он словно бы сгусток позитивной энергии отрывает нас от реальности и переносит в мир грез Северянина, где нет печали и боли.
Читает Алла Демидова
Краткое резюме и чтение стихотворения от Аллы Демидовой