Кензели Северянина

Оригинал текста

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена –
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Развернуть

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом –
Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки плэдом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым –
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

1911 год.


✨ Женское одиночество под маской внешнего шарма показывает Игорь Северянин в стихотворении «Кензели», написанном в 1911 году, на раннем этапе творчества. Стих состоит из трех пятистиший, в каждом из которых поэт раскрывает свою мысль и показывает новый образ.

Одиночество красоты

👀 В первой строфе автор представляет нам роскошную женщину, идущую в богатом муаровом платье по «олуненной» аллеи. Такие дамы часто играют роковые роли в судьбах мужчин – из-за них стреляются и разоряются, теряют себя и просто сходят c ума, пытаясь в безумии найти забвение.

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...

🤔 Второе пятистишие задает вопрос – а счастлива ли эта женщина, есть ли у ней обычные радости, когда она склоняет голову на мужское плечо и спокойно засыпает в любой ураган?

Она может за один вечер разбить несколько сердец, но живо ли её сердце, есть ли для него отрада или её рок только уничтожать других, а самой спать в холодной постели?

Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

☝ Видя свое превосходство над мужчинами, не испытывая трудностей в победе над ними, дама страдает от одиночества, ибо не ищет легких побед, а от тяжелых любовных сражений она избавлена.

Так вот и получается, имея власть над светским миром, она одинока в личных отношениях – роскошно шикарна внешне и глубоко несчастна внутри…

😢 Несколько спасают от этого разделения только случайные связи – когда она сама выбирает любовника на ночь, отдавая предпочтение тем, кто не вправе позволить себе вступить в бой за её сердце.

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом…

💕 Для этого мальчика это подарок судьбы, пусть всего и на несколько часов, для женщины – это отдушина, чтобы не взорваться изнутри от боли одиночества на фоне своего непокоренного шарма…

✔ Северянин описывает в произведении душевную болезнь «королев», когда они могут вершить все, что угодно во внешнем мире, но абсолютно одиноки и печальны внутри себя.

 
 

Композиция, тропы и рифма

☝ Композиция стихотворения трехчастотная, где сюжет развивается по линейному принципу, не имея повторений и не закрываясь в кольцо.

Северянин использовал в произведении разные стихотворные размеры, а строфы соединены смешанной рифмовкой (муаровом – морево – лазорево – разузорена – ягуаровый) с открытыми и закрытыми рифмами.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (дорожка песочная, тальма лазорева, макинтош резиновый, платье жасминовое, платье муаровое).
  2. ✔ Неологизмы (олуненной, разузорена).
  3. ✔ Сравнения (точно лапы паучьи, точно мех ягуаровый).
  4. ✔ Метафора (ночь всегда новобрачная).
  5. ✔ Олицетворение (шумное платье).
  6. ✔ Инверсии (платье муаровое, аллея олуненная, дорожка песочная, лапы паучьи, мех ягуаровый и т д.).

Отметим также риторический вопрос в конце второго пятистишия (…найдется ли пара вам?) и восклицание в финале стихотворения.

😢 Завершить анализ хочется произведением Игоря Северянина «Не завидуй», так как не все золото, что блестит, и часто за внешним успехом и шармом скрывается сущность глубоко несчастного и одинокого человека…

Читает Евгения Симонова

Развернуть