Текст
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Развернуть
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, —
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, — а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги,
В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, — и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
1886-1901 годы.
📝 Работа над стихотворением «Крещенская ночь» начата 16-летним Иваном Буниным в 1886 году, а завершена уже зрелым метром в 1901 году. Стих передает нам реалистичную картину ночи на Крещение, когда на земле торжествует мороз и вера, а лес принарядился по поводу праздника в лучшие серебряные наряды.
История произведения
🌟 Стих был успешно начат накануне крещенской ночи в 86 году и также успешно заброшен в стол к рукописям до первого года нового столетия (сорри, за дубль). В это время Бунин разорвал отношения с гречанкой Анной Цакни и решил провести время с родителями. По пути к ним Иван Алексеевич оказался проездом в зимнем лесу, где и родилось продолжение стихотворения 1886 года.
Разбор строф
👀 Уже с первых строк произведения мы видим зимний лес, готовый к встрече с Крещением, хотя напрямую о нем нет в стихе ни слова.
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы.
Не только ельник, но и березы прихорошились к важному дню, когда много-много лет назад Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.
Природа прихорашивается, а софитом ей выступает полный месяц, глядящий на происходящее с небесной выси.
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
🌜 Месяц поднялся так высоко, чтобы не пропустить ничего из происходящего в лесу, чтобы ни один уголок не остался неосвещенным и лесной мир готовился к празднику в полной иллюминации.
Постепенно зимний лес оделся во все лучшее, достав из закромов самые яркие одежды, и прилег отдохнуть под завывание вьюги.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый.
🌲 Над лесом опустилась тишина, но он готов по первому требованию ветра встрепенуться и осыпать мир серебряным снежным дождем, заготовленным елями на ветвях и ветром в сугробах и небесных высях.
В этом мире тишины и ожидания горит только огонек караулки, на который ориентируются на лесной дороге путники. Он слово Вифлеемская звезда для путешественника, который благодаря ей не заблудится в пути.
💕 Завершается стих картиной зимней лесной идиллии, когда над серебряным лесом, над хрустальным царством, восходит месяц и освещает свои владения нежным светом.
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
Филологический расклад
✨ Композиция стихотворения состоит из трех частей:
- Описание сказочной красоты природы.
- Тревожного ожидания.
- Торжества высшей мудрости.
☝ Рифмовка перекрестная с открытыми и закрытыми рифмами (мехом – морозы – алмазах – березы). Жанр – пейзажная лирика с элементами философии.
В стихе достаточно художественных средств, которые помогают поэту нарисовать реалистичную картину зимнего крещенского леса ночью. Отметим:
- Метафоры (огонек из лесной караулки, вьюга седая, вкрадчивый шаг).
- Олицетворения (месяц глядит, убаюкала вьюга, задремали березы).
- Эпитеты (снежное лоно, стройные чащи, темный ельник, ветхая сторожка, дикая песня и т д.).
Завершается стих восклицанием, словно бы подводя выразительный итог с торжеством божественной мудрости.