Две нежные розы

Текст

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.

Развернуть

В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.

1904 год ?


🌹 Стихотворение про розы написано Иваном Буниным в период 1903-1904 годов и представляет собой аллегорию между цветением двух прекрасных цветков и жизнью влюбленных людей. Стих лег на бумагу в непростой для писателя и поэта период, когда он практически расстался со своей греческой любовью Анной Цакни, но ещё не нашел в своем сердце места для её замены.

Анна и Иван

💕 Бунин и Цакни случайно встретились на вечеринке и совсем вскоре повенчались в 1898 году. Бурный роман быстро перешел в рутину, Анна родила Ивану сына в 1900 году, но это была единственная ниточка между ними – пара не жила вместе на момент написания «Роз».

💔 В этот период Иван Алексеевич пережил несколько бульварных романов, но 100%-ю замену Анне не нашел. До смерти сына от скарлатины оставался ещё год (1905 год автор пережил больно), до встречи со своей последней любовью, Верой Муромцевой, ещё 2 года (1906).

Сюжет и тема

👀 По сюжету стиха лирический герой видит под своим окном две распустившиеся розы, которые похожи на полные чаши огня на фоне лазури солнечного дня.

Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.

☝ Это яркий пример аллегории, автор желает, чтобы и он стал похож на одну из этих роз, чтобы и его сердце снова раскрылось рядом с другим прекрасным бутоном.

Сам же герой стихотворения находится в прохладном сумраке дома, что тоже аллегорично – этим он показывает, что сердце пока не горит огнем любви и открыто для чувств.

В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад.

💥 В третьей строфе мы слышим далекий грохот грома, но это где-то там, далеко, а здесь пока тишина, пока поют пчелы и звенят мухи. Здесь пока сегодня в ожидании завтра, здесь пока томление и ожидание будущей любви.

В последней строфе автор ещё раз смотрит на розы, склонившие томные головки друг к другу и улыбающиеся, как люди, сквозь слезы. Он тоже хочет этого счастья и ждет его с открытым сердцем и истой душой.

И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня.

😊 Прекрасный стих-аллегория, где розы сравниваются с влюбленной парой, которые улыбаются друг другу и наполняют свободное сердце лирического героя белой завистью.

 
 

Рифма и выразительные тропы

☝ Стихотворение написано Буниным в пять строф в жанре пейзажной лирики с примесью интимных ноток. Композиция развивается линейно, описывая красоту цветущих роз под окном лирического героя.

Рифмовка перекрестная с открытыми (дня – огня) и закрытыми (лепились – раскрылись) рифмами.

Из художественных средств выразительности отметим:

  1. Олицетворения (розы улыбались сквозь слезы, розы раскрылись, день сиял, истома струила).
  2. Эпитеты (пламенный день, прохладный сумрак, зеленый знойный сад, сладкий аромат, душная истома).
  3. Метафоры («две чаши, полные огня», «в лазури пламенного дня», «головки томные клоня»).

☝ Тропы позволяют передать чувства автора при написании строк и наделяют предметы, явления и события в стихотворении нужными свойствами и характеристиками.

Читает Вика Акатьева

Развернуть