Текст
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Развернуть
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
1915 год.
✨ Все живое в этом мире превращается в прах, оставляя только души и слова, запечатленные в письменах, переносящих из дня сегодняшнего в будущее законы, правила и нормы бытия. Стихотворение Ивана Бунина «Слово» - это стихотворный гимн словесности, ведь ещё Богом сказано в своих Заветах:
В начале было слово (первая строка Евангелия от Иоанна).
☝ Краткость произведения не позволяет ему исказить истину многословием, оно четко расставляет акценты и не приносит в мутной воде пены со дна словоблудия.
Фон стихотворения
📝 В 1915 году выходит шеститомник Полного собрания сочинений Бунина, сам писатель находится на гребне славы и уже другие поэты посвящают ему свои строки (Катаев «А дни текут унылой чередой»).
Стих о ценности слова пишется уже созревшим автором, который отдает отчет строкам и творит не как романтик с розовым лицом, а как состоявшийся литературный муж.
Две строфы – 188 слов
✨ В стихотворении всего 188 слов, но они в полной мере передают мысль поэта – слово вечно и не превращается в прах, если оно живое. Это заключение мы видим в начале первой строфы:
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана.
- Что бы мы знали о прошлом, если бы донести эту информацию не помогло слово?
- Как бы мы понимали своё место в жизни, если бы слово не было нашим путеводителем?
- Кто бы провел нас сквозь мрак незнания к свету познания, если бы дар слова не был подвластен человеку?
Вторая и последняя строфа стиха начинается восклицанием:
И нет у нас иного достоянья!
И заканчивается логическим выводом:
Наш дар бессмертный — речь.
💥 Да, этим даром нужно владеть, его нужно развивать и не переходить границ добра и зла, иначе слово легко сделать из живого мертвым, из несущего свет низвергающим в гиену огненную.
Краткий анализ критика
📝 Стихотворение написано в жанре философской лирики, но имеет нотки гражданской направленности с призывом беречь слово. Стих состоит из двух катренов, в которых четырехстопный ямб с пиррихием (нечетные строки) сочетается с чистым трехстопным ямбом (четные строки). Рифмовка произведения перекрестная (кости – дана – погосте – Письмена), где в первой строфе все рифмы открытые, а во второй они чередуются с закрытыми (беречь – речь).
Несмотря на миниатюрный размер стиха в нем есть художественные тропы:
- Олицетворение (молчат гробницы, мумии и кости).
- Метафоры (древняя тьма, бессмертный дар).
- Сравнение (молчат гробницы – звучат лишь Письмена).
☝ Высший эмоциональный накал достигается в начале второго катрена и выражается в восклицании, после чего динамика снижается и стих финализируется выводом в последней строке.