Бунин в 1915 году

Текст

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

Развернуть

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

1915 год.


✨ Все живое в этом мире превращается в прах, оставляя только души и слова, запечатленные в письменах, переносящих из дня сегодняшнего в будущее законы, правила и нормы бытия. Стихотворение Ивана Бунина «Слово» - это стихотворный гимн словесности, ведь ещё Богом сказано в своих Заветах:

В начале было слово (первая строка Евангелия от Иоанна).

☝ Краткость произведения не позволяет ему исказить истину многословием, оно четко расставляет акценты и не приносит в мутной воде пены со дна словоблудия.

Фон стихотворения

📝 В 1915 году выходит шеститомник Полного собрания сочинений Бунина, сам писатель находится на гребне славы и уже другие поэты посвящают ему свои строки (Катаев «А дни текут унылой чередой»).

Стих о ценности слова пишется уже созревшим автором, который отдает отчет строкам и творит не как романтик с розовым лицом, а как состоявшийся литературный муж.

Две строфы – 188 слов

✨ В стихотворении всего 188 слов, но они в полной мере передают мысль поэта – слово вечно и не превращается в прах, если оно живое. Это заключение мы видим в начале первой строфы:

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана.

- Что бы мы знали о прошлом, если бы донести эту информацию не помогло слово?

- Как бы мы понимали своё место в жизни, если бы слово не было нашим путеводителем?

- Кто бы провел нас сквозь мрак незнания к свету познания, если бы дар слова не был подвластен человеку?

Вторая и последняя строфа стиха начинается восклицанием:

И нет у нас иного достоянья!

И заканчивается логическим выводом:

Наш дар бессмертный — речь.

💥 Да, этим даром нужно владеть, его нужно развивать и не переходить границ добра и зла, иначе слово легко сделать из живого мертвым, из несущего свет низвергающим в гиену огненную.

 
 

Краткий анализ критика

📝 Стихотворение написано в жанре философской лирики, но имеет нотки гражданской направленности с призывом беречь слово. Стих состоит из двух катренов, в которых четырехстопный ямб с пиррихием (нечетные строки) сочетается с чистым трехстопным ямбом (четные строки). Рифмовка произведения перекрестная (кости – дана – погосте – Письмена), где в первой строфе все рифмы открытые, а во второй они чередуются с закрытыми (беречь – речь).

Несмотря на миниатюрный размер стиха в нем есть художественные тропы:

  1. Олицетворение (молчат гробницы, мумии и кости).
  2. Метафоры (древняя тьма, бессмертный дар).
  3. Сравнение (молчат гробницы – звучат лишь Письмена).

☝ Высший эмоциональный накал достигается в начале второго катрена и выражается в восклицании, после чего динамика снижается и стих финализируется выводом в последней строке.

Читает Светлана Крючкова

Развернуть