Дворяниский мальчик начала XX века

Текст

Серёже

Шпагу, смеясь, подвесил,
Люстру потрогал — звон…
Маленький мальчик весел:
Бабушкин внучек он!

Развернуть

Скучно играть в портретной,
Девичья ждёт, балкон.
Комнаты нет запретной:
Бабушкин внучек он!

Если в гостиной странной
Жутко ему колонн,
Может уснуть в диванной:
Бабушкин внучек он!

Светлый меж тёмных кресел
Мальчику снится сон.
Мальчик и сонный весел:
Бабушкин внучек он!

Коктебель, 13 мая 1911 года.


👼 Легкая ирония и девичья наивность просматривается в этом стихотворении из ранней лирики Марины Цветаевой. Стих был написан в год знакомства с Сергеем Эфроном (1911) и ему же и посвящен.

Сережа и Марина

💕 В 1911 году Марина отдыхала в крымском Коктебеле, где в возрасте 18 лет, и при непосредственном «сводничестве» Волошина, познакомилась с 17-летним Сергеем Эфроном. Цветаева тогда загадала, что станет женой того, кто угадает ей любимый камень и в тот же день Эфрон принес ей маленький сердолик, откопанный на пляже. Это и был её любимый камень, так что путь к отступлению от Сергея был отрезан.

Романтические отношения быстро переросли из детских штанишек в любовный роман и через год Цветаева и Эфрон повенчались.

💖 Марина относилась к Сергею с нежностью, иногда как к ребенку, а не как к мужу. Он был болезненный и требовал внимания, но вместе с тем был красив и по-своему привлекателен.

Фантазия о внуке

✨ Данное стихотворение представляет собой фантазию, где поэтесса представляет Cергея маленьким бабушкиным внучком. Чем-то по строкам он напоминает Маленького принца:

Шпагу, смеясь, подвесил,
Люстру потрогал — звон…

В силу возраста и бабушкиной любви, у мальчика нет ограничений в играх, он может играть где угодно и способен даже заснуть в диванной. Там он спит безмятежным сном, не теряя своей мальчишеской веселости даже в царствии Морфея.

Мальчик и сонный весел:
Бабушкин внучек он!

😊 В этих строках Цветаева легко смеется над Эфроном, отправляя его в детство, когда он хочет выглядеть в глазах поэтессы взрослым и бесстрашным рыцарем, пришедшем в латах героя за девичьим сердцем.

 
 

Жанр, рифмовка и тропы

📝 Произведение написано в жанре детской фантазии, где композиция состоит из четырех катренов, каждый из которых завершается одинаковыми строчками.

Рифмовка перекрестная (подве́сил – звон – ве́сел – он) с женской и мужской закрытой рифмой.

Из художественных средств отметим:

  1. ✔ Эпитеты (бабушкин внучек, маленький мальчик, темные кресла).
  2. ✔ Инверсии (комната запретная, гостиная странная).
  3. ✔ Олицетворение (девичья и балкон ждут).

💥 Каждое четверостишие завершается восклицанием, что придает строкам нужную ритмику и позволяет Цветаевой подчеркнуть основную мысль произведения: её Сережа ещё маленький мальчик и ему многое позволено ).

Лекция "Цветаева и Эфрон"

Развернуть