Детский мирок Цветаевой

Текст

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Развернуть

Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.

1910 год


📝 Стихотворение входит в сборник Цветаевой «Вечерний альбом», вышедший в 1910 году, и посвящено детским грёзам. Стих размещён в разделе «Детство» и относится к произведениям раннего творчества поэтессы. Отметим, что книга стихов вышла за собственный счет Марины Ивановны, но это было капитальное вложение, которое окупилось сторицей.

Сюжет детских грез

✨ "Мирок" не имеет цельного сюжета, представляя собой набор грез ребенка, это попытка показать детский мирок с его мечтами и фантазиями.

Цветаева показывает нам сложный мир дитя, где есть место не только радости, но и страху. В этом мирке овечки и птички, сказка о царе Салтане и русалки, искреннее обращение к Богу у детской кроватки и огоньки фонариков в тумане. Всё перепутано и переплетено, на все есть ответы у ребенка и ко всему возникают вопросы.

Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.

☝ В 1910 году Цветаевой не приходится уходить далеко в прошлое, чтобы найти там материал для стихотворения. Ещё свежи воспоминания детства и поэтессе остаётся только положить их на бумагу.

Она вспоминает вечера, когда была ребёнком, втягивает в себя их ауру и передаёт читателям. Это позволяет сохранить в строках детскую искренность и делает его легким для восприятия.

👼 В финальной части Марина Ивановна отвечает на главный вопрос стихотворения – в чем загадка детей. Ответ прост и выражен в двух строках:

Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.

 

 
 
 

Анализ кратко

☝ Стих написан перекрёстной рифмовкой (краткий – обед – загадки – ответ) без разделения на строфы.

Из средств выразительности в произведении использованы:

  1. ✔ Эпитеты (трепетный обет, пасмурные мотивы, боязливые глазки, нежные загадки и т д).
  2. ✔ Инверсии (словечек шепот, глазок боязливых, ножек шаловливых и пр.).
  3. ✔ Олицетворения (голос сказки, боязливые глазки, картинки дремлют и т д.).

Средств выразительности много, некоторые из них помогают рифмовке и играют практически техническую роль, другие позволяют с большей реальностью передать детский мир.

✔ Некоторые средства художественной выразительности "Мирка", например «глазок боязливых», являются одновременно разными оборотами речи – на примере это олицетворение (перенос свойств), инверсия (перестановка слов) и эпитет (определение).

Имеются в тексте контекстуальные антонимы – «отдых – покой», а также использована аллитерация: сказка о царе Салтане (повтор однородных согласных).

👼 Передать мир дитя помогают слова, имеющие уменьшительно-ласкательные суффиксы – кроватка, колечки, глазки и т д.

✔ В стихотворении есть место детской переменчивости, наивности, искренности и желанию заглянуть в день завтрашний (ответ на загадку).


Читает Ivann Net

Развернуть