Текст
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Развернуть
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
1910 год
📝 Стихотворение входит в сборник Цветаевой «Вечерний альбом», вышедший в 1910 году, и посвящено детским грёзам. Стих размещён в разделе «Детство» и относится к произведениям раннего творчества поэтессы. Отметим, что книга стихов вышла за собственный счет Марины Ивановны, но это было капитальное вложение, которое окупилось сторицей.
Сюжет детских грез
✨ "Мирок" не имеет цельного сюжета, представляя собой набор грез ребенка, это попытка показать детский мирок с его мечтами и фантазиями.
Цветаева показывает нам сложный мир дитя, где есть место не только радости, но и страху. В этом мирке овечки и птички, сказка о царе Салтане и русалки, искреннее обращение к Богу у детской кроватки и огоньки фонариков в тумане. Всё перепутано и переплетено, на все есть ответы у ребенка и ко всему возникают вопросы.
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
☝ В 1910 году Цветаевой не приходится уходить далеко в прошлое, чтобы найти там материал для стихотворения. Ещё свежи воспоминания детства и поэтессе остаётся только положить их на бумагу.
Она вспоминает вечера, когда была ребёнком, втягивает в себя их ауру и передаёт читателям. Это позволяет сохранить в строках детскую искренность и делает его легким для восприятия.
👼 В финальной части Марина Ивановна отвечает на главный вопрос стихотворения – в чем загадка детей. Ответ прост и выражен в двух строках:
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
Анализ кратко
☝ Стих написан перекрёстной рифмовкой (краткий – обед – загадки – ответ) без разделения на строфы.
Из средств выразительности в произведении использованы:
- ✔ Эпитеты (трепетный обет, пасмурные мотивы, боязливые глазки, нежные загадки и т д).
- ✔ Инверсии (словечек шепот, глазок боязливых, ножек шаловливых и пр.).
- ✔ Олицетворения (голос сказки, боязливые глазки, картинки дремлют и т д.).
Средств выразительности много, некоторые из них помогают рифмовке и играют практически техническую роль, другие позволяют с большей реальностью передать детский мир.
✔ Некоторые средства художественной выразительности "Мирка", например «глазок боязливых», являются одновременно разными оборотами речи – на примере это олицетворение (перенос свойств), инверсия (перестановка слов) и эпитет (определение).
Имеются в тексте контекстуальные антонимы – «отдых – покой», а также использована аллитерация: сказка о царе Салтане (повтор однородных согласных).
👼 Передать мир дитя помогают слова, имеющие уменьшительно-ласкательные суффиксы – кроватка, колечки, глазки и т д.
✔ В стихотворении есть место детской переменчивости, наивности, искренности и желанию заглянуть в день завтрашний (ответ на загадку).