Марина Цветаева с дочерьми

Текст

— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
‎— Гамлет!На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…
‎— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.На дне она, где ил.
— Но я её —
(недоумённо)
‎— любил??

5 июня 1923 года.


Миниатюра «Диалог Гамлета с совестью» написана Мариной Цветаевой в 1923 году, через год после начала эмиграции, когда поэтесса находилась в Чехии. Стихотворение представляет собой, как и следует из названия, диалог лирического героя (Гамлета) с совестью, в котором последняя убеждает, что любовь ушла, но принц сопротивляется.

Цветаева о любви

💕 Любовь для Цветаевой была более чем чувство – это был смысл её жизни, поэтесса состояла из любви и поэзии, из них было сотканы её тело и душа.

В жизни Марины Ивановны место любовника не могло быть вакантным, это мог быть мужчина или женщина (Софья Парнок, например, отношения с которой были доминантными с 1914 по 1916 год), но без любви жизни не было.

Являясь таким адептом любви, Цветаева не могла не вступать в стычки с совестью, ведь законы общества и христианства не всегда идентичны желаниям человека. В данном стихе и показан диалог героя (а чем принц датский лучше Цветаевой?) с совестью.

Разбор сюжета

✨ Начинает диалог совесть, проснувшись и диагностируя, что любимая ушла, она покинула Гамлета, но не может найти себе покоя в тишине ила, не может пока раствориться в водорослях свободы, поэтому может быть похожа на мираж.

— На дне она, где ил
И водоросли…

На это владелец совести отвечает, что этого не может быть, ведь он её так любил. Такой любви могут только завидовать, сорок тысяч братьев не подарят таких чувств!

😢 Далее совесть продолжает настаивать, что отношениям конец, Гамлет сопротивляется, но в конце концов уступает, так как совесть доказывает, что любовь сорока тысяч братьев вполне может быть меньше, чем горячие чувства одного любовника.

В финале принц Датский сам сомневается, была ли любовь:

— Но я её —
(недоумённо)
‎— любил?

Примечательно, что в споре совести и человека побеждает первая, хотя по сути это не отдельные субъекты, а две части одного целого.

Коротко от филолога

☝ Стих написан в жанре философской лирики и имеет форму диалога, хотя по сути это монолог, имеющий замкнутую конструкцию (герой и его совесть одно целое).

Отметим в миниатюре средства выразительности – эпитеты (приречные бревна, последний венчик) и гиперболу (её любил, как сорок тысяч братьев), а также несколько восклицаний и риторический вопрос, который замыкает стихотворение.

Читает Андрей Данилов