Лирика Марины Цветаевой

Полный текст

…Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.

Развернуть

И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды —
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня любили…

Посреди комнаты — огромная изразцовая печка,
На каждом изразце — картинка:
Роза — сердце — корабль. —
А в единственном окне —
Снег, снег, снег.
Вы бы лежали — каким я Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный.
Изредка резкий треск
Спички.
Папироса горит и гаснет,
И долго-долго дрожит на ее краю
Серым коротким столбиком — пепел.
Вам даже лень его стряхивать —
И вся папироса летит в огонь.

1916 год.


✨ Стихотворение с мечтами о маленьком городе (в раю нет ничего большого, кроме счастья) написано Мариной Цветаевой в 1916 году и вошло в сборник «Версты», изданный в 1922 году. Произведение рисует картину цветаевского счастья, где поэтесса мечтает о рае на земле и прорисовывает его образы.

Кто герой стиха

❓ К кому обращается Цветаева в строках, кто тот герой, с кем она мечтает разделить свой рай?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но некоторые моменты стихотворения дают нам подсказки. Скорее всего, это Мандельштам, с которым Марина была духовно близка и который курил, как дымит паровоз.

❓ Возможно ли это муж Сергей Эфрон? Возможно, но из-за папиросы все-таки наш ответ – это Мандельштам.

Картина цветаевского рая

👀 В первых строках стиха Марина Ивановна обращается к таинственному незнакомцу, с которым она хотела бы разделить свой рай – маленький городок с вечными сумерками и обязательным колокольным звоном. Бесконечным.

Где вечные сумерки
И вечные колокола…

✨ Там она осядут в неприметной гостинице и только звон древних часов будет напоминать о течении жизни, а вечером в быт этого потерянного рая будет вмешиваться мелодия флейты.

☝ Вторая часть стихотворения – это детальное описание цветаевского рая – там изразцовая печка с картинками, а в единственном окне (а зачем в раю много окон?) вечный снег.

Вы бы лежали — каким я Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный…

💕 Лирический герой, спутник поэтессы, лежал бы в номере, плененный ленью, и курил папиросу за папиросой, словно бы, внося в интерьер рая что-то запретное.

Папироса горит и гаснет…

✨ Картина рая дорисована, стих закончен, а мы остаемся в плену образа гостиничного номера, оторванного от мира и отданного на откуп влюбленной паре, чтобы они познали рай.

 
 

Композиция и средства выразительности

☝ Стих имеет двухчастотную композицию, где в первой части Цветаева делиться мечтами (я хотела бы…), а во второй прорисовывает детали своего рая.

Средства художественной выразительности:

  • ✔ Эпитеты (деревенская гостиница, старинные часы, изразцовая печка, ленивый, равнодушный, резкий треск
  • ✔ Метафоры (вечные сумерки, вечные колокола, капельки времени, папироса летит в огонь).
  • ✔ Сравнение (звон часов – как капельки времени).

✨ Произведение звучит негромко, обволакивающее, и погружает нас в таинство цветаевских мечтаний, опутывая бахромой тихого рай, придуманного поэтессой, чтобы убежать от реальности.

Читает Маша Матвейчук

Развернуть