Полный текст
…Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
Развернуть
И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды —
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня любили…
Посреди комнаты — огромная изразцовая печка,
На каждом изразце — картинка:
Роза — сердце — корабль. —
А в единственном окне —
Снег, снег, снег.
Вы бы лежали — каким я Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный.
Изредка резкий треск
Спички.
Папироса горит и гаснет,
И долго-долго дрожит на ее краю
Серым коротким столбиком — пепел.
Вам даже лень его стряхивать —
И вся папироса летит в огонь.
1916 год.
✨ Стихотворение с мечтами о маленьком городе (в раю нет ничего большого, кроме счастья) написано Мариной Цветаевой в 1916 году и вошло в сборник «Версты», изданный в 1922 году. Произведение рисует картину цветаевского счастья, где поэтесса мечтает о рае на земле и прорисовывает его образы.
Кто герой стиха
❓ К кому обращается Цветаева в строках, кто тот герой, с кем она мечтает разделить свой рай?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, но некоторые моменты стихотворения дают нам подсказки. Скорее всего, это Мандельштам, с которым Марина была духовно близка и который курил, как дымит паровоз.
❓ Возможно ли это муж Сергей Эфрон? Возможно, но из-за папиросы все-таки наш ответ – это Мандельштам.
Картина цветаевского рая
👀 В первых строках стиха Марина Ивановна обращается к таинственному незнакомцу, с которым она хотела бы разделить свой рай – маленький городок с вечными сумерками и обязательным колокольным звоном. Бесконечным.
Где вечные сумерки
И вечные колокола…
✨ Там она осядут в неприметной гостинице и только звон древних часов будет напоминать о течении жизни, а вечером в быт этого потерянного рая будет вмешиваться мелодия флейты.
☝ Вторая часть стихотворения – это детальное описание цветаевского рая – там изразцовая печка с картинками, а в единственном окне (а зачем в раю много окон?) вечный снег.
Вы бы лежали — каким я Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный…
💕 Лирический герой, спутник поэтессы, лежал бы в номере, плененный ленью, и курил папиросу за папиросой, словно бы, внося в интерьер рая что-то запретное.
Папироса горит и гаснет…
✨ Картина рая дорисована, стих закончен, а мы остаемся в плену образа гостиничного номера, оторванного от мира и отданного на откуп влюбленной паре, чтобы они познали рай.
Композиция и средства выразительности
☝ Стих имеет двухчастотную композицию, где в первой части Цветаева делиться мечтами (я хотела бы…), а во второй прорисовывает детали своего рая.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (деревенская гостиница, старинные часы, изразцовая печка, ленивый, равнодушный, резкий треск
- ✔ Метафоры (вечные сумерки, вечные колокола, капельки времени, папироса летит в огонь).
- ✔ Сравнение (звон часов – как капельки времени).
✨ Произведение звучит негромко, обволакивающее, и погружает нас в таинство цветаевских мечтаний, опутывая бахромой тихого рай, придуманного поэтессой, чтобы убежать от реальности.