Марина Цветаева в ореоле

Текст

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала - тоже!
Прохожий, остановись!

Развернуть

Прочти - слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из под земли.

3 мая 1913


Анализ стиха

📝 Стихотворение про таинственного прохожего написано Мариной Цветаевой ещё в 1913 году, но сейчас, по прошествии века с хвостиком, эти строки во многом выглядят пророческими, не теряя при этом своего загадочного мистицизма.

В мире мёртвых

💕 Поверхностный анализ "Идешь, на меня похожий" открывает повествование, в котором некто бродит среди могил и он становится объектом внимания загадочной героини под именем Марина. Она, находясь в мире мёртвых, видит своё сходство с человеком и желает его обратить на себя внимание:

Прохожий, остановись!

❓ Чем привлёк внимание Марины незнакомец? Сходством, ведь он идёт, опустив глаза вниз, как любила делать героиня. После первого призыва остановиться, прохожий останавливается и начинается обращение к нему, в чём-то исповедь. Марина призывает прохожего не бояться смеяться, как этого не боялась она:

Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

 
 

Голос покойника

✨ Измученная душа поднимается для общения, она истомилась одиночеством и хочет поговорить, пусть это обычный прохожий. Сблизиться Марина хочет через простой совет отведать кладбищенской земляники, ведь ей дорог этот диалог, это крик закованной в цепи могилы души.

В завершении беседы (скорее, монолога) героиня пытается избавить незнакомца от грустных дум в будущем, ведь не каждый день к тебе обращаются на кладбище:

Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Жизнь и смерть

😢 В последнем четверостишье автор отмечает, что прохожий весь в золотой пыли. Возможно, это символизм и под золотой пылью героиня подразумевает жизнь, недаром завершается стихотворение строками:

И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли.

😢 Что там внизу неизвестно, наверху жизнь, присыпанная золотой пылью в знак божественного начала бытия.

Уже в 1913 году, когда Цветаева полна жизни и планов, поэтессой пишутся строки про загробный мир. Она тоже была прохожей, опуская глаза вниз сначала в России, потом в Европе, потом снова и в последний раз в России.

☝ Стих — это обращение к живым, чтобы они ценили эту жизнь здесь и сейчас, не слишком часто опуская глаза вниз и позволяя себе изредка смеяться даже тогда, когда нельзя.

P.S. А почему кладбищенская земляника и правда самая крупная и сладкая? Возможно, потому что у неё очень внимательные хозяева, которые хотят, чтобы их могилы украшали только лучшие ягоды.

Жанр, размер, рифма и тропы

☝ Произведение написано микстом размеров ямб и пиррихий в жанре элегии и имеет композицию в виде монолога лирической героини, где нет деления на выраженные смысловые части.

Рифмовка перекрестная (похожий – вниз – тоже – остановись), где открытая рифма сочетается с закрытой.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (кладбищенская земляника, дикий стебель)
  2. ✔ Метафора (золотая пыль).
  3. ✔ Олицетворение (голос не смущает).
  4. ✔ Анафоры (И кровь приливалась – И кудри мои вились).

📝 Отметим также аллитерацию на шипящую «с», что придает кладбищенскому пейзажу особый пугающий колорит, словно бы вот-вот из-под могильного камня появится змея и положит конец истории.

Слушаем строфы

Развернуть