Марина Цветаева в 1910 году

Полный текст

Был вечер музыки и ласки,
Все в дачном садике цвело.
Ему в задумчивые глазки
Взглянула мама так светло!
Когда ж в пруду она исчезла
И успокоилась вода,
Он понял — жестом злого жезла
Ее колдун увлек туда.
Рыдала с дальней дачи флейта
В сияньи розовых лучей…

Развернуть

Он понял — прежде был он чей-то,
Теперь же нищий стал, ничей.
Он крикнул: «Мама!», вновь и снова,
Потом пробрался, как в бреду,
К постельке, не сказав ни слова
О том, что мамочка в пруду.
Хоть над подушкою икона,
Но страшно! — «Ах, вернись домой!»
…Он тихо плакал. Вдруг с балкона
Раздался голос: «Мальчик мой!»

В изящном узеньком конверте
Нашли ее «прости»: «Всегда
Любовь и грусть — сильнее смерти».
Сильнее смерти… Да, о да!..

1910 год


☠ Стихотворение с элементами мистики «Самоубийство» написано Мариной Цветаевой в 1910 году и входит в дебютный сборник поэтессы «Вечерний альбом». Стих открывает мир ребенка, который столкнулся со смертью матери и находится после этого в плену одиночества.

Произведение написано в стиле модерн – на фоне красивой природы и музыки ребёнок испытывает шок от самоубийства, ища после этого объяснение поступку матери.

Сюжетная линия

✨ На фоне праздника мать кончает жизнь самоубийством, а мальчишка находит этому оправдание в колдуне, который забрал её в воды пруда. Это защитная реакция ребенка, защита от шока случая.

Он понял — жестом злого жезла
Ее колдун увлек туда.

☝ После этого у мальчугана наступает осознание одиночества, вот только что мать была рядом и её больше нет:

Он понял — прежде был он чей-то,
Теперь же нищий стал, ничей.

✔ Отойдя от шока, мальчик ложится в постель, надеясь спрятаться в ней от страшных событий дня. Под подушкой лежит икона, но она не забирает из сердца ребёнка страха. Он второй раз пытается себя обмануть, зовет в слезах маму, и та возвращается к нему в видении:

…Он тихо плакал. Вдруг с балкона
Раздался голос: «Мальчик мой!»

😢 Финальная часть стихотворения относит нас к прощальной записке матери, где она просит прощения и пишет:

Любовь и грусть — сильнее смерти».

✔ Мальчик с этим соглашается, ведь так он находит облегчение для души и может победить смерть своей любовью к матери. Ещё долго мать перед ним будет как живая, так долго, как он будет грустить о ней и не терять любви.

 
 

Краткий анализ

☝ Стих написан в жанре философской лирики в размере четырёхстопного ямба и имеет перекрёстную рифмовку (ласки – цвело – глазки – светло). Стихотворение имеет сюжетную композицию и украшено средствами художественной выразительности – метафорами, олицетворениями и эпитетами.

  • ✔ Метафора: взглянула светло.
  • ✔ Олицетворения: рыдала флейта и успокоилась вода.
  • ✔ Эпитеты: изящный конверт, задумчивые глазки, розовые лучи и злой жезл.
  • ✔ Противопоставление: любовь и грусть сильнее смерти.

☝ Произведение учит побеждать смерть любовью, пока она жива, дорогой человек всегда будет рядом.


Читает Рина Горковенко

Развернуть