Юная Марина Цветаева

Текст

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же
Лишь тебе указала в тени обожаемый лик.
Было все в нашем сне на любовь не похоже:
Ни причин, ни улик.

Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,
Только мы – ты и я – принесли ему жалобный стих.
Обожания нить нас сильнее связала,
Чем влюбленность – других.

Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,
Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши
Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота
В пробужденьи души.

В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме…
(В нашем доме, весною…) Забывшей меня не зови!
Все минуты свои я тобою наполнила, кроме
Самой грустной – любви.

1910 год.


💕 В разделе «Любовь» первого поэтического сборника Марины Цветаевой «Вечерний альбом» есть интересное стихотворение «Кроме любви», датированное 1910 годом. Стих пишется, когда начинающей поэтессе всего 18 лет и отражает в строках юношеское видение Любви и её спутника Обожания.

Слезы без любви

Лирическая героиня стиха рассказывает о своих ощущениях, когда любви, той большой и настоящей любви, ещё нет, но на сердце уже начинают появляться слезы, как первое её предзнаменование.

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же…

👀 К кому обращается героиня неизвестно, возможно, конкретного получателя у строф и нет – это просто придуманный образ, чтобы высказаться. Возможно, поэтесса описывает свои первые чувства к мужчине, когда причин и улик у любви ещё нет, факты на неё не указывают, но внутри что-то шевелится и шепчет – а вдруг…

Обожания нить нас сильнее связала,
Чем влюбленность – других…

😢 «Пожалуй нет, это не любовь», – решает героиня и спихивает чувства на обожание, которое тоже имеет в арсенале цепи для порабощения.

Однако за обожанием есть что-то или кто-то ещё, он приближается ласково и будит спящую душу нектаром пробуждения. Героиня наполнена его присутствием каждую минуту, кроме той, которая зовется любовью, оставляя её на скорое будущее, не отдавая её пока, сберегая, как сокровенное сокровище…

Все минуты свои я тобою наполнила, кроме
Самой грустной – любви…

Вот так и идут по свету рука об руку Любовь и Обожание, часто меняясь местами и дополняя друг друга, ради соития в единое целое, ради счастья человека.

 
 

Жанр, композиция и тропы

✨ Стихотворение написано в жанре элегии и имеет линейную композицию с финалом, где героиня оставляет себе самые грустные и заветные минуты – минуты любви.

Средства языковой выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (обожаемый лик, вечерний зал, жалобный стих, грустная минута, нежная нота).
  2. ✔ Олицетворение (образ кивнул).
  3. ✔ Метафора (обожания нить нас связала).

💕 Через год Цветаева встретит Эфрона, потому будет Софья Парнок и другие влюбленности и поэтесса станет настоящим адептом любви, слагая ей оды вселенского масштаба. Рекомендуем на этой волне стих «Писала я на аспидной доске», где Марина Ивановна клянется в любви к Сергею Эфрону и показывает, что умеет любить, даже вопреки обстоятельствам.

Читает Ольга Рогачева