Текст
Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
Ум — отрезвленней, грудь свободней,
Опять умиротворена.
Не знаю, почему. Должно быть
Устала попросту душа,
И как-то не хотелось трогать
Мятежного карандаша.
Так простояла я — в тумане —
Далекая добру и злу,
Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.
Душой не лучше и не хуже,
Чем первый встречный — этот вот, —
Чем перламутровые лужи,
Где расплескался небосвод,
Чем пролетающая птица,
И попросту бегущий пес.
И даже нищая певица
Меня не довела до слез.
Забвенья милое искусство
Душой усвоено уже.
— Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.
1914 год.
✨ В стихотворении про тающее в душе чувство Марина Цветаева переплетает темы весны, творчества, любви и душевного умиротворения, когда на фоне прихода весны у героини что-то важное умирает в душе, освобождая место для новых чувств (не замена ли Эфрона Парнок?). Стих написан в 1914 году и является песней весенней капели – волшебнице, которая оживляет умирающее.
Цветаева в 1914 году
👀 За плечами Марины Цветаевой в 1914 году уже три сборника цветов, последний «Из двух книг» вышел весной 1913 года и нашел неплохую критику, хотя для поэтессы он менее знаковый, чем предыдущий «Волшебный фонарь».
Два года назад Марина венчалась с Сергеем Эфроном, полтора года назад родилась дочь Ариадна, а осенью 1914 года у Цветаевой начался роман с Софьей Парнок (бывает и так в жизни), который продлится 4 года.
Анализ шести катренов
☝ В первом катрене мы видим лирическую героиню у окна, когда весна вступает в свои права, когда зима тает, ум становится трезвым, а грудь свободной.
Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
Строфа вторая показывает уставшую душу героини, когда нет никакого желания окунаться в творчество и баламутить спокойные воды души мятежным карандашом.
😢 Так и стоит она в тепле дома с одной стороны и в образах весны с другой, далекая в этот момент от любого проявления добра и зла, проявляя признаки жизни только постукивая пальцем по барабану оконного стекла.
Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.
☝ Четвертый и пятый катрен показывают внутреннее состояние героини, когда она настолько отстранена от мира, что ничто не вызывает эмоций. Расплескавшийся от горизонта до горизонта небосвод, перламутр луж, пение нищей певицы – ничто не рождает в душе эмоций – она требует тишины и, возможно, сейчас в ней зарождается что-то новое.
Финальный катрен рисует поэтическую картину, в которой душа поэтессы и героини стиха в одном лице осваивает милое искусство забвения. На этом фоне что-то важное прошлое умирает внутри героини, освобождая в душе место чему-то новому, манящему и оживляющему.
— Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе…
Кратко от филолога
✨ Стихотворение написано в смешанном жанре пейзажной и философской лирики, имеет линейную композицию и перекрестную рифмовку (сегодня – окна – свободней – умиротворена), где есть закрытые и открытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (милое искусство, перламутровые лужи, большое чувство, нищая певица, пролетающая птица, бегущий пес).
- ✔ Олицетворение (мятежный карандаш).
- ✔ Метафоры (чувство таяло в буше, расплескался небосвод).
У Марины Цветаевой много стихов, наполненных чувствами, «Сегодня таяло» одно из них, одно из самых тонких и легко заходящих в душу.
💕 Желаете продолжить врачевание души с помощью цветаевской лирики? Ок, тогда прочтите стих «Угольки», написанный в 1910 году и передающий сюжет печальной любви юного сердца.