Марина Цветаева и весна

Текст

Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
Ум — отрезвленней, грудь свободней,
Опять умиротворена.

Не знаю, почему. Должно быть
Устала попросту душа,
И как-то не хотелось трогать
Мятежного карандаша.

Так простояла я — в тумане —
Далекая добру и злу,
Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.

Душой не лучше и не хуже,
Чем первый встречный — этот вот, —
Чем перламутровые лужи,
Где расплескался небосвод,

Чем пролетающая птица,
И попросту бегущий пес.
И даже нищая певица
Меня не довела до слез.

Забвенья милое искусство
Душой усвоено уже.
— Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.

1914 год.


✨ В стихотворении про тающее в душе чувство Марина Цветаева переплетает темы весны, творчества, любви и душевного умиротворения, когда на фоне прихода весны у героини что-то важное умирает в душе, освобождая место для новых чувств (не замена ли Эфрона Парнок?). Стих написан в 1914 году и является песней весенней капели – волшебнице, которая оживляет умирающее.

Цветаева в 1914 году

👀 За плечами Марины Цветаевой в 1914 году уже три сборника цветов, последний «Из двух книг» вышел весной 1913 года и нашел неплохую критику, хотя для поэтессы он менее знаковый, чем предыдущий «Волшебный фонарь».

Два года назад Марина венчалась с Сергеем Эфроном, полтора года назад родилась дочь Ариадна, а осенью 1914 года у Цветаевой начался роман с Софьей Парнок (бывает и так в жизни), который продлится 4 года.

Анализ шести катренов

☝ В первом катрене мы видим лирическую героиню у окна, когда весна вступает в свои права, когда зима тает, ум становится трезвым, а грудь свободной.

Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.

Строфа вторая показывает уставшую душу героини, когда нет никакого желания окунаться в творчество и баламутить спокойные воды души мятежным карандашом.

😢 Так и стоит она в тепле дома с одной стороны и в образах весны с другой, далекая в этот момент от любого проявления добра и зла, проявляя признаки жизни только постукивая пальцем по барабану оконного стекла.

Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.

☝ Четвертый и пятый катрен показывают внутреннее состояние героини, когда она настолько отстранена от мира, что ничто не вызывает эмоций. Расплескавшийся от горизонта до горизонта небосвод, перламутр луж, пение нищей певицы – ничто не рождает в душе эмоций – она требует тишины и, возможно, сейчас в ней зарождается что-то новое.

Финальный катрен рисует поэтическую картину, в которой душа поэтессы и героини стиха в одном лице осваивает милое искусство забвения. На этом фоне что-то важное прошлое умирает внутри героини, освобождая в душе место чему-то новому, манящему и оживляющему.

— Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе…

 

 
 
 

Кратко от филолога

✨ Стихотворение написано в смешанном жанре пейзажной и философской лирики, имеет линейную композицию и перекрестную рифмовку (сегодня – окна – свободней – умиротворена), где есть закрытые и открытые рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (милое искусство, перламутровые лужи, большое чувство, нищая певица, пролетающая птица, бегущий пес).
  2. ✔ Олицетворение (мятежный карандаш).
  3. ✔ Метафоры (чувство таяло в буше, расплескался небосвод).

У Марины Цветаевой много стихов, наполненных чувствами, «Сегодня таяло» одно из них, одно из самых тонких и легко заходящих в душу.

💕 Желаете продолжить врачевание души с помощью цветаевской лирики? Ок, тогда прочтите стих «Угольки», написанный в 1910 году и передающий сюжет печальной любви юного сердца.

Слушаем стих (аудио)