Текст
Словно тихий ребенок, обласканный тьмой,
С бесконечным томленьем в блуждающем взоре,
Ты застыл у окна. В коридоре
Чей-то шаг торопливый — не мой!
Развернуть
Дверь открылась… Морозного ветра струя…
Запах свежести, счастья… Забыты тревоги…
Миг молчанья, и вот на пороге
Кто-то слабо смеется — не я!
Тень трамваев, как прежде, бежит по стене,
Шум оркестра внизу осторожней и глуше…
— «Пусть сольются без слов наши души!»
Ты взволнованно шепчешь — не мне!
— «Сколько книг!.. Мне казалось… Не надо огня:
Так уютней… Забыла сейчас все слова я»…
Видят беглые тени трамвая
На диване с тобой — не меня!
1910 год.
💕 В отличие от одноименного стихотворения Ахматовой, написанного в жанре гражданской лирики, цветаевский стих «Так будет» полон драматизма разлуки, что ближе сердцу, чем прославление власти, медленно убивающей свой народ.
☝ Произведение написано в 1910 году, когда Цветаевой только 18 лет, ещё год до знакомства с Эфроном, ещё два года до венчания с ним. Отсюда первый вывод анализа – стихотворение является фантазией, когда девичье сердце четко прорисовывает боль разлуки, ещё не ведомую сердцу.
Ты потерял меня
✨ По сюжету стихотворения поэтесса показывает картину расставания, где вчерашний возлюбленный ждет шагов любимой, но слышит только тишину, так как хрусталь любви разбит.
Ты застыл у окна. В коридоре
Чей-то шаг торопливый — не мой!
Да, кто-то к нему приходит, кто-то несет с собой приятный ветер свежести, однако он морозен, но пуст. Кто-то даже смеется, пытаясь вызвать ответную реакцию радости, но увы – это не любовь, это просто люди.
Миг молчанья, и вот на пороге
Кто-то слабо смеется — не я!
😢 Жизнь формально продолжается, как прежде – трамваи всё так же бегут по дороге рельс, все также где-то бормочет оркестр, словно бы, пытаясь убедить слушателя в биении сердца жизни. Увы, это судороги бытия, это занавеска на окошке любви, когда дыхание любимой не колыхнет её и только кошка случайно зацепит пушистым хвостом…
💔 Завершается стих констатацией факта разлуки, когда диван вчерашнего возлюбленного уже занят другой, но есть ли там что-то, кроме тела – пустого, но плотного тела, к которому нет ни одного флюида душевного трепета?
Видят беглые тени трамвая
На диване с тобой — не меня!
Так завершается любовь, кто-то другой занимает ваше место на диване (как пошло и плоско), но как далеко ему до души, невидимой в водовороте обозленной страсти…
👀 Название стиха говорит, что юная Цветаева смотрит вперед и пророчествует такой финал своей любви, но любила в жизни Марина Ивановна много раз и не каждый из них был так драматичен.
Жанр, композиция, рифма и тропы
📝 Стих написан в жанре любовной лирики, где композиция линейная и показывает несколько сцен после разлуки, когда место любимой сначала пусто, потом его занимает кто-то другой.
Рифмовка кольцевая (тьмой – взоре – коридоре – мой), где во всех строфах, кроме первой, используется открытая рифма.
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (тихий ребенок, шаг торопливый, блуждающий взор, морозный ветер).
- ✔ Сравнение (словно ребенок).
- ✔ Метафоры (обласканный тьмой, застыл у окна, ветра струя, беглые тени трамвая).
- ✔ Олицетворение (тень бежит).
✨ Также отметим использование инверсий (шаг торопливый) и восклицаний, которыми заканчивается каждое четверостишие, словно бы, поэтесса подчеркивает важность события разлуки в жизни лирической героини.