Ночь в городе N

Текст

Ночь — преступница и монашка.
Ночь проходит, потупив взгляд.
Дышит — часто и дышит — тяжко.
Ночь не любит, когда глядят.

Развернуть

Не стоит со свечой во храме,
Никому не жена, не дочь.
Ночь ночует на твердом камне,
Никого не целует ночь.

Даром, что сквозь
Слезинки — свищем,
Даром, что — врозь
По свету рыщем, —
Нет, не помочь!

Завтра ль, сегодня —
Скрутит нас
Старая сводня —
Ночь!

1918 год.


🌜 Многогранность ночи, её преступность и монашество, показывает Цветаева в данном стихотворении, написанном в тяжелый для поэтессы и всей России 1918 год. Произведение не требует согласия и подчинения читателя, но помогает ему задуматься и создать свой образ подлунного мира.

Монашка и преступница

Ночь подстраивается под каждого из нас, становясь для черного в душе человека преступницей-сообщницей, а для белого монашкой. Для грабителя она союзница преступления, для праведника время исповедоваться.

А что для вас ночь?

Не стоит со свечой во храме,
Никому не жена, не дочь…

✨ С помощью олицетворений в стихотворение Цветаева оживляет подлунный мир, делает его доступным и близким, трансформируя из физического времени суток в нечто дышащее.

Никого не целует ночь…

Вместе с тем поэтесса сохраняет между ночью и читателем дистанцию – она не целует ни преступника, ни праведника, помогая им в своих черных и белых делах, но не предлагая кровное братство.

😢 Так и Марина Ивановна в 1918 году дистанцируется от происходящего в России, когда в стране идет гражданская война, муж на фронте, а к Москве приближается голод, который скоро заберет младшую дочь Ирина.

Пусть белые будут белыми, а красные красными, сейчас важнее выжить и сохранить в себе хоть истоки человечности. Не в похожее время ли живем и мы, не ночь ли созерцательница окружает нас со всех сторон?

 
 

Композиция, рифма и тропы

📝 Композиция стихотворения состоит из четырех строф и линейна по развитию, когда автор не использует художественных повторов и кольцевой структуры.

Рифмовка в трех катренах перекрестная (мона́шка – взгля́д – тя́жко – глядя́т), а в пятистишии смешанная (сквозь – свищем – врозь – рыщем – помочь). Рифма женская и мужская (последний ударный слог), открытая и закрытая (заканчивается на согласную).

☝ Отметим средства выразительности:

  1. ✔ Олицетворения (монашка, преступница, проходит, дышит, не любит и т д.).
  2. ✔ Эпитеты (твердый камень, старая сводня).
  3. ✔ Анафоры (Даром, что… - Даром, что…).

Последние две строфы заканчиваются восклицаниями, передающими нам эмоции поэтессы и усиливающими выразительность строк.

Обратим также внимание, что в первой строфе все строки заканчиваются точкой, что делает слог как бы обрубленным, словно бы, поэтесса пытается сделать акцент на каждом качестве ночи, не смешивая их в кучу.

Слушаем стих онлайн

Развернуть