Текст стихотворения
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Развернуть
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
1917 год
✨ В 1917 году на фоне великой трансформации России перелом переживает и личная жизнь Анны Ахматовой (Горенко), брак которой с Гумилёвым можно назвать несчастным, но ещё год остаётся до полной точки в отношениях с мужем.
На этом фоне возникают искры сближения с художником Борисом Энрепом и пишется стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», вошедшее в сборник «Белая стая» (1917 год).
Что же произошло с Ахматовой в ночь на понедельник, почему этот день был удостоен стихов и что ими пыталась сказать Ахматова? Ответы в кратком анализе от блога Stihirus24.
Роль Б Энрепа в жизни Ахматовой
💔 Первая встреча двух творческих людей была спонтанной (1914 год), но Анне Борис понравился, Энреп ответил взаимно, и поэтесса подарила ему кольцо, которое носилось получателем на цепочке довольно долго, что говорит о ценности подарка и отношении к дарителю. Позже Ахматова сама скажет про Бориса:
Семь дней любви и вечная разлука.
☝ Но эти слова сказаны позже, после следующей встречи, которая произошла в 2017 году. После неё глубину отношений подчёркивает тот факт, что ряд стихотворений поэтессы посвящён Борису.
Он был отдушиной на финальной стадии неудачного брака, о глубине близости судить не берёмся, но Энреп оставил заметный след не только в сердце, но и в творчестве Анны Ивановны. Даже после «семи дней любви» переписка Анны и Бориса продолжалась очень долго.
Неверие в любовь или рождение надежды
📝 В стихотворении Ахматова делится своей мыслью, что любви на земле не существует, а её придумал со скуки какой-то бездельник, дабы сделать своё бытие более интересным.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
☝ Эту мысль многие, в том числе она, подхватили и понесли по жизни, но миража нельзя достичь и рано или поздно приходит разочарование, в чем на собственном опыте убедилась Ахматова.
Она взяла брошенное бездельником знамя любви, понесла его, но стяг оказался лишь тряпкой без гимна и герба и пришло время отправить его на законное место в небытие, изменив понедельник на пятницу распятия.
На какое-то время она поверила и стала, как и другие люди, которые:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но время жёстко всё поставило на свои места и теперь ей случайно открылась тайна – любовь была миражом и растворилась в свете дневного солнца. Так ли это?
Немного мистики в строках
✨ Есть в финальных строках стихотворения и немного тайны. Анна напрямую нигде не говорит о полном отрицании любви, возможно, она отвергает тот тип отношений, который в народе называют бульварным.
Возможно, она отдаёт свой голос настоящему чувству, которое не строит дом на плотских позывах и не превращается потом на них в руины. Оно настолько чисто и велико, что описать его словами нельзя, поэтому на тех, кто его испытал «почиет тишина».
✔ Есть толика тайны и в первой строки стиха, его оглавлении, ведь понедельник – это начало нового, ночь – это осмысление прожитого, а двадцать одно – это выигрышная комбинация в карточной игре. Хороший микс, заставляющий задуматься, а случаен ли он? ...
✔ Основная тема стихотворения – это разочарование в любви, которое написано линейной композицией с последовательным развитием темы. Размер лирики трёхстопный анапест, в котором использованы эпитеты «любовные песни» и метафоры «и почиет на них тишина».