Ранняя лирика Цветаевой

Текст

Ты мне чужой и не чужой,
Родной и не родной,
Мой и не мой! Идя к тебе
Домой — я «в гости» не скажу,
И не скажу «домой».

Развернуть

Любовь — как огненная пещь:
А всё ж и кольцо — большая вещь,
А всё ж и алтарь — великий свет.
— Бог — не благословил!

1918 год.


💕 Стихотворение-сомнение о чужеродности близкого человека или близости чужого написано Мариной Цветаевой в конце лета 1918 года и показывает видение поэтессой своих отношений с мужем Эфроном (?). Стих имеет всего две строфы, но через них поэтесса многое передает за счет глубины произведения и его насыщенности эмоциями.

Уже не свой, но не чужой

👼 Сергей Эфрон и Марина Цветаева повенчались в 1912 году, в небольшой московской церквушке, познакомившись в крымском Коктебеле за год до этого. Осенью 1912 года у четы родилась дочь Ариадна и ничто не предвещало бури на семейном небосклоне, однако вечный поиск Марины и её высокие требования к любви внесли свои коррективы в жизнь.

💔 С осени 1914 по середину 1916 года Эфрона заменила Софья Парнок, отношения с которой были бурными, но позже сама Цветаева назовет их «катастрофой в жизни».

После Парнок опять появился Эфрон, результатом чего стало рождение в 1917 году дочери Ирины, которая умрет от голода в 1919 году, находясь в кунцевском приюте.

☝ 1918 год, когда пишется стихотворение, есть начало большого конца – Парнок ушла в прошлое, муж на фронт (Эфрон служил в Добровольческой армии и воевал с красными на юге России), а к Москве приближается голод.

В такой переломный момент и пишутся строки:

Ты мне чужой и не чужой,
Родной и не родной…

💕 Марина и Сергей повенчаны – значит родной, но она уже испытала вкус запретного плода, а муж сделал ставку в трудную минуту не на семью, а на долг – значит не родной?

Есть некоторая вероятность, что стих посвящен и вовсе не Эфрону, а тому, кто сейчас ближе и теплей, на что указывают последние строки:

А всё ж и алтарь — великий свет.
— Бог — не благословил!

👼 Отношения с Сергеем все-таки благословил Бог, они были повенчаны, а вот другие могут претендовать только на тело, а это для Цветаевой мало – она в любви максималист.

😢 Через 4 года Марина Ивановна покинет Россию, но зачем-то поддастся искушению и в 1939 году вернется в СССР, где через 2 года и покончит с собой, не сумев пережить позор нищеты и унижения (ей предложили работу судомойкой в Литфонде).

В посмертной записке сыну Цветаева написала:

"Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик"

 
 

Средства выразительности

Отметим в произведении средства художественной выразительности:

  • ✔ Эпитеты (огненная пещь, чужой, родной).
  • ✔ Анафора (А всё ж и…).
  • ✔ Сравнение (Любовь – как огненная пещь).
  • ✔ Метафоры (большая вещь, великий свет).

Слушаем стих онлайн

Развернуть