фото молодой Цветаевой

Текст

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица!

Развернуть

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?

???


📝 На раннем этапе творчества Марина Цветаева пишет стихотворение «В классе», которое входит в сборник «Волшебный фонарь», вышедший в 1912 году. В нём юная поэтесса передаёт ощущения школьницы, получившей в школе Единицу и переживающей по этому поводу.

Что скажет бабушка

Анализируя строки Цветаевой, мы видим, что «Кол» скорее всего получен за поведение, на что намекают строки:

Вся побледнела, дрожит баловница.

😢 Больше всего ученицу печалит, что об оценке узнает бабушка и очень опечалится. Скорее всего, именно бабушка занимается воспитанием девочки и принимает близко к сердцу каждую её удачу и неудачу. Строка:

Вдруг — единица!

☝ Показывает, что это редкий случай «вдруг», поэтому бабушке в целом есть чем гордиться. Подумаешь, что сейчас «картина маслом», всё поправимо, возможно, это первая и последняя Единица. ))

 
 

Учителю пополам

Обратная сторона печали девочки – это холодность учителя, который просто удивлён реакцией девочки:

Ах, единица большая потеря!

🤔 На долю преподавателя вышло поставить ни один кол, стоит ли его винить в том, что оценка учителя – это лишь зеркало знаний ученика? Единица девочки заслужена, по мнению педагога, тут нечего плакать, надо лучше учить предмет и исправить оценку в будущем. Учитель с такой же холодностью поставит и Пять – ничего личного.

✨ Завершается стих вновь на девочке, которая сожалеет, что преподаватель не знает, какая это боль – получение первого кола. У каждого человека свои проблемы, но для маленькой школьницы сейчас не существует никаких мировых катаклизмов – её проблема – Единица! Это настоящее горе, которое должно перерасти в желание лучше учиться, не повторять ошибок и в будущем не получать таких суровых и позорных оценок.

✔ Три строфы с перекрёстной рифмовкой легко читаются и быстро запоминаются, помогая нам погрузиться в мир школы и, возможно, вспомнить нашу первую «Двойку».

Слушаем стих онлайн

Развернуть