Звездная ночь

Текст

В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

1916 год.


В поэтическом цикле Цветаевой «Бессонница», особое место занимает стихотворение про ночь в огромной городе души лирической героини, написанное в 1916 году. Стих показывает томление души Марины Ивановны, словно бы, она полна дурного предчувствия и спешит от него убежать по улицам ночного города.

История создания

🌜 Цикл «Бессонница» создается после возвращения Цветаевой к мужу Эфрону после бурного романа с Софьей Парнок. В стихах цикла много личного, в нём сквозит не только предчувствие страшных перемен, но и есть попытки заново найти себя.

Несколько позже Цветаева подведет итог своим отношениям с Парнок:

«Это первая катастрофа в моей жизни».

😢 Как известно, после катастроф начинается новая жизнь, но какой она будет, и когда придет новая беда никто не знает. Не знала этого и поэтесса, пытаясь найти ответ через строки поэзии, что хорошо видно в анализируемом произведении.

Анализ по катренам

☝ По сюжету стихотворения лирическая героиня страдает бессонницей, она не может заснуть и бежит из сонного дома на улицы города.

В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь…

Кто-то думает, что это чья-то жена, другой видит в героине чью-то дочь, сама же она ощущает только ночь, видит только тьму вокруг.

В этом катрене заложены события дней минувших – кто бы что не думал об отношениях поэтессы с Софией Парнок, ей это все равно, она видит в этом только ночь и ждет или утра, томится по новому.

☝ Во второй строфе описывается состояние лирической героини во время ночной прогулки по городу, прогулки вопреки сну. Ветер июля подметает героине дорогу, где-то в окнах играет тихая музыка, а ветер все дует и дует, словно бы, пытаясь наполнить грудь свежим кислородом взамен отработанного углекислого газа.

☝ Катрен №3 продолжает описание героини в ночных каменных джунглях, где мир полон противоположностей, как черный тополь напротив освещенного окна. Героиня шагает по улицам, как будто спешит за кем-то вслед, но не может догнать. Ей кажется, что она растворилась в ночи и только тень говорит о том, что чьи-то ноги идут по брусчатке мостовой…

И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет…

😢 Завершается стих огнями ночного города, похожими на золото бус и привкусом листика во рту, который остается единственной нитью, связывающей душу и тело героини. Она просит освободить её от уз дня и обращается к читателю с убеждением, что она только снится…

Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь…

Красивое лирическое стихотворение, в котором есть легкая примесь мистицизма и показано непростое душевное состояние Цветаевой, её одиночество, на очередном жизненном перепутье.

 
 

Тропы, композиция и рифма

☝ Стих написан в жанре философской лирики с тонким вкраплением мистики и имеет сквозную рифмовку, где рифмуются все четыре строки катрена (ночь – прочь – дочь – ночь). Все рифмы в произведении закрытые.

Композиция развивается последовательно – от желания героини покинуть сонный дом, до ей прогулки по улице и финала в виде просьбы освободить её от цепей дня.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (огромный город, сонный дом, черный тополь, ночной листик, дневные узы).
  2. ✔ Инверсии (дома сонного, стенки тонкие).
  3. ✔ Сравнение (огни – как нити).
  4. ✔ Метафора (золотые бусы).
  5. ✔ Олицетворение (ветер метет).

Продолжая тему ночи, предлагаем прочитать красивый до прекрасного стих «Угольки», который написан Цветаевой в 1910 году.

Читает Агния Кузнецова