Марина Цветаева в детстве

Текст

Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица,—
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни…
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!

1910 год.


Раздел «Детство» сборника Марины Цветаевой «Вечерний альбом» полностью посвящен детским стихотворениям, в которых поэтесса мысленно переносилась в самый счастливый период своей жизни. Видное место в этом разделе занимает произведение «В зале», представляющее собой поэтическую зарисовку из отрочества, когда мир представляется прекрасным, лишь ночь пугает детвору.

История стихотворения

💕 Мать Цветаевой была пианисткой (умерла в 1906 году и детство Марины кончилось), а отец филологом, поэтому в семье старались привить детям хорошие манеры и давали неплохое воспитание. Однако детские шалости присуще и детям королей, и отрокам кочегаров, поэтому игры и юные мечты в доме никто не отменял, чем и пользовалась на 100% будущая поэтесса.

Лучший и ближний «соучастник детских преступлений» была сестра Анастасия, с которой они строили свои миры и с негодованием и жалостью смотрели на скучных взрослых.

Один из вечеров детства и описывает анализируемое стихотворение.

Цари под темной роялью

☝Первые строки произведения показывают мир Марины и Насти в один из вечеров, когда на улице взрослые уже зажгли со страха фонари, а длинные тени создают мир вечерних видений.

Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари…

Царствие вершится в полутемной зале, где высокие зеркала придают детскому миру особый отсвет, а рояль играет роль убежища от таинственных призраков. Марина и Настя прячутся под роялем, укутавшись на всякий случай маминой шалью, и наблюдают оттуда за странным миром вечера.

👀 Кажется, из тьмы вот-вот кто-то нападет и надо быть готовыми или дальше спрятаться, или убежать под защиту мамы.

Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть…

Несмотря на страх, девочки выходят (ну конечно же) победителями из битвы со злом, но предстоит ещё немало сражений с силами тьмы, чтобы их победить.

В финале стиха упрек взрослым и насмешка над ними, ибо они скучны и слишком просты. Взрослые не знают и половину того, что известно Насте и Марине, они и понятия не имеют, о чем по вечерам говорят темные углы и как шепчется между собой таинственные тени.

Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни…

Красивое стихотворение с налетом детской наивности, которая присуще детству, но после растворяется, как роса под лучами солнечного софита.

 
 

Жанр, композиция и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре элегии и имеет линейное развитие композиции с оттенком легкой грусти по прошедшему детству.

Рифмовка перекрестная (видений – цари – тени – фонари), где вначале стиха только открытые рифмы, а далее они чередуются с закрытыми (жуть – вздохнуть, упасть – власть).

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (вечерние видения, длинные тени, высокая зала, темная рояль, мамина шаль, вражеская тьма, таинственные звенья, последнее сраженье).
  2. ✔ Метафоры (уходят в себя зеркала, под пологом вражеской тьмы).
  3. ✔ Олицетворение (крадется жуть).
  4. ✔ Инверсии (горят за окном, в борьбе не упасть).

💕 В завершении предлагаем обратить внимание на ещё одно детское стихотворение «Так», в котором Цветаева нарисовала поэтический образ очень упертого мальчика, не сдающегося под напором отца.

Читает Михаил Лангерман