Оригинал текста
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея — беззвучная, черная Яуза.
Развернуть
Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы — стервятники.
Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь… а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.
1895 год.
🌜 Написанное в 1895 году, стихотворение посвящено описанию ночной Москвы, предстающей перед нами в мрачном и нелицеприятном виде. Стих относится к ранней лирике Валерия Брюсова, имеет рукописное название «Столица», но входит в первый сборник поэта «Шедевры» уже под названием "Ночью".
Брюсов и Москва
✨ Валерию Яковлевичу и в ранней лирике и позже была характерна борьба со старым в угоду нового, он противостоял дряхло-отжившему и старался дистанцироваться от будничной действительности.
Эти черты стиля хорошо просматриваются в стихе, где Москва показана в виде спящего страуса с грязными крыльями, разбросанными по набережным и переулкам столицы.
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты…
👼 В год написания стихотворения (1895) Брюсов переводится на исторический факультет Московского универа, живет в Москве и может своими глазами наблюдать её духовное и физическое падение.
В произведении используется, любимый автором, символизм, что позволяет Брюсову передать свои ощущения не напрямую, а с помощью символов, в слегка завуалированной форме.
😢 Если сама столица показана поэтом самкой страуса, то Яуза – это её шея, а веки чуть выше сдвинуты и не подают признаков жизни. Мрачная зарисовка Москвы, которую многие называют златоглавой красавицей, однако настоящее обличье столицы видит только поэт.
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты…
☝ Во втором катрене автор сравнивает город с африканской пустыней, над которой кружат стервятники. Это пустыня духа, город вековой ветхости и плесени, а стервятники – это архаичные купцы и фабриканты, пытающиеся с этого полумертвого тела отщипнуть кусочек тухлого мяса.
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы — стервятники…
По версии Брюсова (третья строфа) стервятники и есть возмездие Москвы, получившей право глумления над своим духовно истлевшим телом за желание жить в прошлом дне и отторжение современных тенденций.
Грозен голос близкого к жизни возмездия…
✨ Вместе с тем над городом-пустыней ярко сверкают звезды, показывая вечность Вселенной и её право судить и наказывать, отправляя достойным свой серебряный свет, а ветхим духом стервятников.
Жанр и композиция
☝ Стихотворение написано в жанре мистической лирики с наличием пейзажных зарисовок мрачного города. Композиция состоит из трех катренов и является линейной, где в каждой строфе прорисован свой поэтический образ, и они не повторяются, сливаясь в цельную тему.
Рифма и средства выразительности
☝ Рифмовка смешанная: в первом катрене кольцевая (страуса – раскинуты – сдвинуты – Яуза), а во второй и третьей строфах перекрестная (роздыхе – всадники – воздухе – стервятники). В стихотворении только одна рифма закрытая (разбойникам – покойникам), остальные открытые.
Средства художественной выразительности
- ✔ Эпитеты (грязные крылья, темная почва, кругло-тяжелые веки, черная Яуза, грузные крылья).
- ✔ Олицетворения (голос возмездия, дремлет Москва).
- ✔ Сравнения (словно самка страус).
- ✔ Метафоры (крылатые разбойники, крылья по темной почве раскинуты).
😢 Завершая анализ предлагаем прочитать ещё один стих Брюсова про Москву – «Городу», написанный позже, в 1907 году, но также показывающий столицу не в лучшем виде.