Цветаевскмий юнга

Текст

Сыплют волны, с колёсами споря,
Серебристые брызги вокруг.
Ни смущения в сердце, ни горя, —
Будь счастливым, мой маленький друг!

Развернуть

В синеву беспокойного моря
Выплывает отважный фрегат.
Ни смущения в сердце, ни горя, —
Будь счастливым, мой маленький брат!

Год написания неизвестен.


⛵️ В стихотворении про юнгу, написанном в качестве послания юному читателю, хорошо заметен характер самой Марины Ивановны – бесстрашной и отважной поэтессы. В строках видна удаль, которой автор хочет поделиться с адресатом произведения и заметен призыв бороться с бурлящими волнами, побеждая их!

Сыплют волны, с колёсами споря,
Серебристые брызги вокруг.

😱 Море бурлит и пытается завладеть молодым матросом через страх, накатывающий на юное сердце с каждой волной. Но нет, в сердце нет смущения, юнга плывет вперед, сокращая расстояние до своего морского счастья!

В синеву беспокойного моря
Выплывает отважный фрегат.

☝ Так и человек, он должен бороться в жизни со всеми невзгодами, храня тугость своего паруса и двигаясь к цели, пусть часто и вопреки логике. Только через преодоление себя, через штормовые волны бытия (синеву беспокойного моря?) можно достичь желаемого предела и по праву нести «звание» человека. Не это ли хотела сказать в строках поэтесса?

Возможно стих посвящен сыну Цветаевой Муру (Георгий Эфрон), но тогда он написан, как минимум, после 1925 года, ведь сынишка родился в январе этого года (погиб на фронте в 1944 году).

 
 

Анализ от филолога

Стихотворение написано в жанре послания и имеет два катрена по четыре строки с восклицанием в концовке каждого.

Композиция линейная, а рифмовка перекрестная (споря – вокруг – горя – друг) с чередованием женских и мужских рифм (горя – брат).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (маленький друг, маленький брат).
  2. ✔ Сравнение (с колесами споря).
  3. ✔ Олицетворения (беспокойное море, отважный фрегат).
  4. ✔ Метафора (серебряные брызги)

🤔 Отметим также повтор третьей и четвертой строки в двух четверостишиях, чем Цветаева концентрирует внимание читателя на пожелании счастья своему литературному юнге.

Читает школьник

Развернуть