Текст
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей…
— Свобода! — Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.
Развернуть
Свершается страшная спевка, —
Обедня еще впереди!
— Свобода! — Гулящая девка
На шалой солдатской груди!
1917 год.
❓ Что такое свобода в 1917 году и какой она была раньше, когда жила вера и белое отличалось от черного цветами, а не количеством пуль? На этот вопрос Марина Цветаева пытается ответить (а может спрашивает совета у нас?) в стихотворении, написанном в год октябрьского переворота.
Стих имеет всего два катрена, но похож на выстрел-крик, когда грудь разрывается от отчаянных воплей, а впереди ничего не видно сквозь кровавый туман.
Прекрасная дама Свобода
👀 В первом четверостишии мы видим Свободу в образе Прекрасной Дамы, выходящей из храма строгости под визг площадного люда.
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей…
🤔 Истинно свободными могут быть единицы, ибо это состояние более духа, нежели тела, но можно ли давать в руки свободу тем, кто опьянен площадью и готов трансформировать её в анархию? Пусть лучше она будет Дамой маркизов, которые, по крайней мере, лишены искушения богатства и никогда не пойдут убивать за кусок колбасы и четверть водки.
✔ Для свободы народу нужно созреть, но кто-то вечно трясет гражданскую яблоню и яблоки сначала падают, а потом хотят дозреть, сначала народ выходит на улицы рабами, а потом хочет познать счастье свободы, чем уничтожение инакомыслящих.
Вот и получается, что:
— Свобода! — Гулящая девка
На шалой солдатской груди!
😢 Так прекрасная Дама трансформируется в гулящую девку и идет по рукам солдат и матросов, коим радостно от того, что они ей овладели без любви, но с упоением жестокости.
Впрочем, «обедня» ещё впереди и нам ещё долго предстоит платить по счетам Бога за то, что покинули строгость храма и вышли голыми духом на смрадные улицы, требуя незаслуженного счастья…
Анализ от филолога
📝 Стихотворение написано в жанре гражданской лирики, где в двух строфах поэтесса показывает прошлое и настоящее свободы.
Рифмовка перекрестная (хра́ма – площаде́й – Да́ма – князе́й) с открытой и закрытой, женской и мужской рифмой.
Художественные тропы:
- ✔ Эпитеты (гулящая девка, солдатская грудь, страшная спевка, русские князья).
- ✔ Олицетворения (стройный храм, ты вышла… свобода, визг площадей).
- ✔ Сравнения (Прекрасная Дама, Гулящая девка).
☝ Отметим также анахронизм «шалая» (сумасбродная), метафору «обедня ещё впереди» и большое количество восклицаний, придающих строкам цветаевскую энергетику и ритмику.