Текст
Простите
меня,
товарищ Костров,
с присущей
душевной ширью,
что часть
на Париж отпущенных строф
на лирику
я
растранжирю.
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная.
Я
эту красавицу взял
и сказал:
— правильно сказал
или неправильно? —
Я, товарищ, —
из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее.
Развернуть
Девушкам
поэты любы.
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы —
только
слушать согласись.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен —
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила —
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать, —
тридцать…
с хвостиком.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут у́гольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить —
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить —
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
Вы
к Москве
порвали нить.
Годы —
расстояние.
Как бы
вам бы
объяснить
это состояние?
На земле
огней — до неба…
В синем небе
звезд —
до черта.
Если б я
поэтом не́ был,
я бы
стал бы
звездочетом.
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
авто
по улице,
а не свалят на́земь.
Понимают
умницы:
человек —
в экстазе.
Сонм видений
и идей
полон
до крышки.
Тут бы
и у медведей
выросли бы крылышки.
И вот
с какой-то
грошовой столовой,
когда
докипело это,
из зева
до звезд
взвивается слово
золоторожденной кометой.
Распластан
хвост
небесам на треть,
блестит
и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
на звезды смотреть
из ихней
беседки сиреневой.
Чтоб подымать,
и вести,
и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи
головы
спиливать с плеч
хвостатой
сияющей саблей.
Себя
до последнего стука в груди,
как на свиданьи,
простаивая,
прислушиваюсь:
любовь загудит —
человеческая,
простая.
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет
совладать?
Можете?
Попробуйте…
1928 год.
💕 Стихотворение с жизнеприближенным названием «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (это полное название, его можно обрезать наполовину, все равно каждый узнает этот стих) написано Маяковским в Париже, где он был в командировке в 1928 году. Стих является извинением редакционному начальнику за простой и заодно описывает колдобины любви, в которые попал поэт на французской земле.
Главные герои стиха
С главным героем понятно, под его образом скрыт сам Маяковский, а кто такой Костров и есть ли прототип у мифической красавицы, которая пленила сердце поэта?
☝ Костров – это реальный редактор Комсомольской правды Тарас Костров, которому Владимир Владимирович пообещал регулярно присылать материалы из буржуйского Парижа. Перед ним он и извиняется этим стихом, который есть единственный материал Маяковского за два месяца французской поездки).
☝ Красавица – это Татьяна Яковлева – девушка, встреченная на парижской земле и временно взявшая горячее сердце поэта в свои руки. Конкуренции с Брик она не выдержала, но краткосрочная аренда сердца Маяковского была бурной).
Коротко о сюжете
👀 В первых строчках стиха-письма лирический герой извиняется перед Костровым, а далее описывает причины, почему он не пишет патриотической лирики для советской газеты с громким названием.
Простите
меня,
товарищ Костров…
Виной тому любовь, ударившая по сердцу автора строк и повредившая его рабочий инструмент – сердечные струны.
На одном из мероприятий лирический герой встречает красавицу, которая покоряет его сердце, но автор письма перед сдачей не забывает уточнить, что в СССР есть девицы и красивей.
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее…
Поэт вступает с девушкой в разговор, где пытается доказать сущность любви с пролетарским уклоном и заодно охмуряет девицу для телесной дружбы и всякого такого) …
Всех перипетий ухаживания и забалтывания пересказывать не будем, скажем лишь, что ответ Яковлевой в стихотворении не приводится, завершается стих предложением попробовать отношения с советским поэтом:
Попробуйте…
🤣 Следующие 2 месяца, пока Маяковский ничего не писал в Москву, они пробовали и получалось с переменным успехом).
Маяковский и Яковлева
✨ Чтобы анализ стиха был полным, коротко расскажем о реальных отношениях Владимира и Татьяны, ведь девушка достойна того, ибо Маяковский писал стихи в жизни только для двух женщин – Яковлевой и Брик.
Татьяна выглядела сногшибательно – натуральная блондинка с приятным лицом, шикарной фигурой и дворянским происхождением. Вместе с семьей покинула Россию в 1917 году и с 1927 года жила во Франции под патронажем своего дяди, известного художника.
Среди её поклонников видели Вертинского, Шаляпина и Прокофьева, как же мог пройти мимо Маяковский?
💔 Маяковский почти с ходу сделал Яковлевой предложение, но она не спешила говорить Да, предпочитая бурный роман, возвращению в советскую Москву в качестве жены.
Владимир так и не дождался положительного ответа, уехав в СССР с разбитым сердцем и продолжив роман в письмах почти до смерти. Некоторые считают Яковлеву одним из составных элементов самоубийства Маяковского, но оставим это на их совести.
Композиция и средства выразительности
☝ Композиция стихотворения развивается по формату письма в жанре эпистолярной лирики, имя короткое вступление (обращение к Кострову) и основную часть (оправдание).
Стих богат на средства художественной выразительности, выделим самые яркие из них:
- ✔ Эпитеты (грошовая столовая, душевная ширь, любовь человеческая).
- ✔ Метафоры (хвостатая сияющая сабля, златорожденная комета, горы грудей, волосы-джунгли, сердца выстывший мотор).
- ✔ Сравнение (любовь – ураган).
- ✔ Гипербола (до звезд взвивается).
- ✔ Инверсии (беседки сиреневой, любовь загудит).
💕 В финале данного анализа рекомендуем для лучшего понимания отношений Владимира и Татьяны прочитать стих «Письмо Татьяне Яковлевой», написанный Маяковским в этом же, 1928 году, но несколько позже.