Маяковский о сущности любви

Текст

Простите
  меня,
      товарищ Костров,
с присущей
      душевной ширью,
что часть
       на Париж отпущенных строф
на лирику
     я
         растранжирю.
Представьте:
      входит
         красавица в зал,
в меха
   и бусы оправленная.
Я
   эту красавицу взял
          и сказал:
— правильно сказал
         или неправильно? —
Я, товарищ, —
      из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
   девиц красивей,
я видал
   девиц стройнее.

Развернуть

Девушкам
     поэты любы.
Я ж умен
     и голосист,
заговариваю зубы —
только
   слушать согласись.
Не поймать
        меня
         на дряни,
на прохожей
         паре чувств.
Я ж
  навек
     любовью ранен —
еле-еле волочусь.
Мне
  любовь
        не свадьбой мерить:
разлюбила —
      уплыла.
Мне, товарищ,
         в высшей мере
наплевать
     на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
        не двадцать, —
тридцать…
     с хвостиком.
Любовь
   не в том,
       чтоб кипеть крутей,
не в том,
     что жгут у́гольями,
а в том,
    что встает за горами грудей
над
  волосами-джунглями.
Любить —
     это значит:
           в глубь двора
вбежать
   и до ночи грачьей,
блестя топором,
        рубить дрова,
силой
   своей
      играючи.
Любить —
     это с простынь,
            бессонницей рваных,
срываться,
     ревнуя к Копернику,
его,
  а не мужа Марьи Иванны,
считая
   своим
      соперником.
Нам
  любовь
         не рай да кущи,
нам
  любовь
        гудит про то,
что опять
     в работу пущен
сердца
   выстывший мотор.
Вы
  к Москве
        порвали нить.
Годы —
     расстояние.
Как бы
   вам бы
         объяснить
это состояние?
На земле
      огней — до неба…
В синем небе
      звезд —
            до черта.
Если б я
      поэтом не́ был,
я бы
  стал бы
         звездочетом.
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
   стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
     авто
     по улице,
а не свалят на́земь.
Понимают
     умницы:
человек —
     в экстазе.
Сонм видений
       и идей
полон
   до крышки.
Тут бы
   и у медведей
выросли бы крылышки.
И вот
    с какой-то
          грошовой столовой,
когда
    докипело это,
из зева
   до звезд
         взвивается слово
золоторожденной кометой.
Распластан
     хвост
        небесам на треть,
блестит
   и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
           на звезды смотреть
из ихней
       беседки сиреневой.
Чтоб подымать,
         и вести,
           и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи
         головы
            спиливать с плеч
хвостатой
     сияющей саблей.
Себя
     до последнего стука в груди,
как на свиданьи,
        простаивая,
прислушиваюсь:
        любовь загудит —
человеческая,
      простая.
Ураган,
   огонь,
      вода
подступают в ропоте.
Кто
  сумеет
     совладать?
Можете?
       Попробуйте…

1928 год.


💕 Стихотворение с жизнеприближенным названием «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (это полное название, его можно обрезать наполовину, все равно каждый узнает этот стих) написано Маяковским в Париже, где он был в командировке в 1928 году. Стих является извинением редакционному начальнику за простой и заодно описывает колдобины любви, в которые попал поэт на французской земле.

Главные герои стиха

С главным героем понятно, под его образом скрыт сам Маяковский, а кто такой Костров и есть ли прототип у мифической красавицы, которая пленила сердце поэта?

☝ Костров – это реальный редактор Комсомольской правды Тарас Костров, которому Владимир Владимирович пообещал регулярно присылать материалы из буржуйского Парижа. Перед ним он и извиняется этим стихом, который есть единственный материал Маяковского за два месяца французской поездки).

☝ Красавица – это Татьяна Яковлева – девушка, встреченная на парижской земле и временно взявшая горячее сердце поэта в свои руки. Конкуренции с Брик она не выдержала, но краткосрочная аренда сердца Маяковского была бурной).

Коротко о сюжете

👀 В первых строчках стиха-письма лирический герой извиняется перед Костровым, а далее описывает причины, почему он не пишет патриотической лирики для советской газеты с громким названием.

Простите
       меня,
          товарищ Костров…

Виной тому любовь, ударившая по сердцу автора строк и повредившая его рабочий инструмент – сердечные струны.

На одном из мероприятий лирический герой встречает красавицу, которая покоряет его сердце, но автор письма перед сдачей не забывает уточнить, что в СССР есть девицы и красивей.

я видал
   девиц красивей,
я видал
   девиц стройнее…

Поэт вступает с девушкой в разговор, где пытается доказать сущность любви с пролетарским уклоном и заодно охмуряет девицу для телесной дружбы и всякого такого) …

Всех перипетий ухаживания и забалтывания пересказывать не будем, скажем лишь, что ответ Яковлевой в стихотворении не приводится, завершается стих предложением попробовать отношения с советским поэтом:

 Попробуйте…

🤣 Следующие 2 месяца, пока Маяковский ничего не писал в Москву, они пробовали и получалось с переменным успехом).

Маяковский и Яковлева

✨ Чтобы анализ стиха был полным, коротко расскажем о реальных отношениях Владимира и Татьяны, ведь девушка достойна того, ибо Маяковский писал стихи в жизни только для двух женщин – Яковлевой и Брик.

Татьяна выглядела сногшибательно – натуральная блондинка с приятным лицом, шикарной фигурой и дворянским происхождением. Вместе с семьей покинула Россию в 1917 году и с 1927 года жила во Франции под патронажем своего дяди, известного художника.

Среди её поклонников видели Вертинского, Шаляпина и Прокофьева, как же мог пройти мимо Маяковский?

💔 Маяковский почти с ходу сделал Яковлевой предложение, но она не спешила говорить Да, предпочитая бурный роман, возвращению в советскую Москву в качестве жены.

Владимир так и не дождался положительного ответа, уехав в СССР с разбитым сердцем и продолжив роман в письмах почти до смерти. Некоторые считают Яковлеву одним из составных элементов самоубийства Маяковского, но оставим это на их совести.

 
 

Композиция и средства выразительности

☝ Композиция стихотворения развивается по формату письма в жанре эпистолярной лирики, имя короткое вступление (обращение к Кострову) и основную часть (оправдание).

Стих богат на средства художественной выразительности, выделим самые яркие из них:

  1. ✔ Эпитеты (грошовая столовая, душевная ширь, любовь человеческая).
  2. ✔ Метафоры (хвостатая сияющая сабля, златорожденная комета, горы грудей, волосы-джунгли, сердца выстывший мотор).
  3. ✔ Сравнение (любовь – ураган).
  4. ✔ Гипербола (до звезд взвивается).
  5. ✔ Инверсии (беседки сиреневой, любовь загудит).

💕 В финале данного анализа рекомендуем для лучшего понимания отношений Владимира и Татьяны прочитать стих «Письмо Татьяне Яковлевой», написанный Маяковским в этом же, 1928 году, но несколько позже.

Слушаем стих онлайн

Развернуть