Маяковский и Лили Брик

Полный текст

Нет.
Это неправда.
Нет!
И ты?
Любимая,
за что,
за что же?!
Хорошо —
я ходил,
я дарил цветы,
я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!

Развернуть

Белый,
сшатался с пятого этажа.
Ветер щеки ожег.
Улица клубилась, визжа и ржа.
Похотливо взлазил рожок на рожок.

Вознес над суетой столичной одури
строгое —
древних икон —
чело.
На теле твоем — как на смертном одре —
сердце
дни
кончило.

В грубом убийстве не пачкала рук ты.
Ты
уронила только:
«В мягкой постели
он,
фрукты,
вино на ладони ночного столика».

Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!

Помните:
под ношей креста
Христос
секунду
усталый стал.
Толпа орала:
«Марала!
Мааарррааала!»

Правильно!
Каждого,
кто
об отдыхе взмолится,
оплюй в его весеннем дне!
Армии подвижников, обреченным добровольцам
от человека пощады нет!

Довольно!

Теперь —
клянусь моей языческой силою! —
дайте
любую
красивую,
юную, —
души не растрачу,
изнасилую
и в сердце насмешку плюну ей!

Око за око!

Севы мести в тысячу крат жни!
В каждое ухо ввой:
вся земля —
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!

Око за око!

Убьете,
похороните —
выроюсь!
Об камень обточатся зубов ножи еще!
Собакой забьюсь под нары казарм!
Буду,
бешеный,
вгрызаться в ножища,
пахнущие потом и базаром.

Ночью вскочите!
Я
звал!
Белым быком возрос над землей:
Муууу!
В ярмо замучена шея-язва,
над язвой смерчи мух.

Лосем обернусь,
в провода
впутаю голову ветвистую
с налитыми кровью глазами.
Да!
Затравленным зверем над миром выстою.

Не уйти человеку!
Молитва у рта, —
лег на плиты просящ и грязен он.

Я возьму
намалюю
на царские врата
на божьем лике Разина.

Солнце! Лучей не кинь!
Сохните, реки, жажду утолить не дав ему, —
чтоб тысячами рождались мои ученики
трубить с площадей анафему!

И когда,
наконец,
на веков верхи став,
последний выйдет день им, —

в черных душах убийц и анархистов
зажгись кровавым видением!

Светает.
Все шире разверзается неба рот.
Ночь
пьет за глотком глоток он.
От окон зарево.
От окон жар течет.
От окон густое солнце льется на спящий город.

Святая месть моя!
Опять
над уличной пылью
ступенями строк ввысь поведи!
До края полное сердца
вылью
в исповеди!

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.

1916 год.


💥 Первый выстрел в сердце Маяковского Лили Брик сделала в 1915 году, когда они познакомились, далее хлопки вылетающих пуль были слышны часто, последний из них прозвучал в 1930 году и свинец прощальный раз вошел в открытую грудь поэта.

💕 Начальный этап отношений Лили и Владимира мы бы не назвали знакомством, ибо просто Маяковский вошел в семью Брик на правах третьего любимого члена. Стихотворение же «Ко всему» показывает душевное состояние поэта через год после «входа» в семью, в момент одной из многих размолвок.

Осип, Лили и Владимир

👀 Давайте немножечко расскажем за чувство друг к другу в этом странном треугольнике любви, что поможет лучше понять стих и прочувствовать переживания автора.

Мужа Осипа Лили любила давно и вышла за него замуж по любви, однако со временем страсть остыла и чувства остались глубокими, но платоническими.

💖 Маяковский любил Лили и за душу, и за тело, она для него было всё и даже минутная разлука вызывала горестные судороги. К Осе Володя также относился хорошо, так как любил его за пристрастие к футуризму, да и нельзя не любить фактического мужа своей девушки, которая во многом стала такой, как есть, благодаря ему.

Лили любила Осю, но уступала порыву Володи, любя в последнем лишь возможность покорять разъяренного тигра.

🤣 Ося любил всех, главное, чтобы не чего не случилась и не пришел большой шухер.  

👼 Так троица и существовала, где каждый находил свое пространство для любви).

Боль размолвки

О силе любви Маяковского к Брик говорит размер печали поэта от очередной размолвки, когда он кричит всему миру – за что?

☝ В первой части стиха лирический герой пытается найти причину своего отдаления – в чем его вина, он же дарил цветы и не украл серебряных ложек из буфета возлюбленной (вообще-то, из буфета семьи Брик)?

я дарил цветы,
я ж… не выкрал серебряных ложек!

😡 Герой зол, он кричит всему миру, грозится и испускает ругань, как будто она поможет восстановить отношения. Даже месть видится ему сладчайшем нектаром – его месть будет в 1000 раз сильней, для её осуществления он вырвется из могилы, источив ножи зубов об камни преград.

Убьете,
похороните —
выроюсь!

☠ Да, он станет великим грешником, он пойдет наперекор всем нормам и правилам, разломив об колено закон притяжения и разрисовав иконы изображениями бунтаря Разина, преданного церковью анафеме.

В финале стиха автор, устав от проклятий и предвкушения мести, признается в своем ущербном положении и завещает потомкам сад своей души, фрукты которого утолят их жажду и голод поиска.

Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души…

😢 На этом произведение заканчивается, оставляя нас рядом с разъяренным от гнева, но уставшим поэтом, который уже назавтра будет прощен Брик, прощен для того, чтобы вскоре опять подняться на плаху наказания. Такова цена настоящей любви и Маяковский готов до поры платить эту огромную цену.

 
 

Жанр, рифма и средства выразительности

📝 Произведение написано в жанре любовной лирики в размере акцентного стиха со свободной и перекрестной рифмовкой (бе́лый – этажа́ – оже́г – ржа – рожо́к). Рифма мужская и женская.

Средства художественной выразительности:

  • ✔ Метафоры (ветер щеки ожег, улица клубилась, сердце дни кончило, ладонь столика, окон жар течет и т д.).
  • ✔ Олицетворения (улица визжала и ржала, взлазил рожок на рожок, неба рот).
  • ✔ Эпитеты (столичная одурь, древние иконы, смертный одр, ночной столик, грубое убийство и пр.).

☝ Отметим большое количество восклицаний, что показывает бешенные эмоции ревнивца в момент написания строк, когда перо, словно резец на мраморе, вырезает слова гнева.

Читает Артем Черкаев

Развернуть