Текст
По черным улицам белые матери
судорожно простерлись, как по гробу глазет.
Вплакались в орущих о побитом неприятеле:
"Ах, закройте, закройте глаза газет!"
Письмо.
Развернуть
Мама, громче!
Дым.
Дым.
Дым еще!
Что вы мямлите, мама, мне?
Видите -
весь воздух вымощен
громыхающим под ядрами камнем!
Ма - а - а - ма!
Сейчас притащили израненный вечер.
Крепился долго,
кургузый,
шершавый,
и вдруг, -
надломивши тучные плечи,
расплакался, бедный, на шее Варшавы.
Звезды в платочках из синего ситца
визжали:
"Убит,
дорогой,
дорогой мой!"
И глаз новолуния страшно косится
на мертвый кулак с зажатой обоймой.
Сбежались смотреть литовские села,
как, поцелуем в обрубок вкована,
слезя золотые глаза костелов,
пальцы улиц ломала Ковна.
А вечер кричит,
безногий,
безрукий,
"Неправда,
я еще могу-с -
хе! -
выбряцав шпоры в горящей мазурке,
выкрутить русый ус!"
Звонок.
Что вы,
мама?
Белая, белая, как на гробе глазет.
"Оставьте!
О нем это,
об убитом, телеграмма.
Ах, закройте,
закройте глаза газет!"
1914 год.
✨ Отношение Маяковского к Первой мировой войне в 1914 году стало более отрицательным, после того как поэта не взяли на фронт по причине наличия судимости (сейчас бы сказали «политически неблагонадежен»). Яркая антивоенная риторика заметна в ряде стихотворений, в том числе в произведении «Мама и убитый немцами вечер», анализом которого мы и займемся, что поможет понять реальное отношение Владимира Владимировича к войне.
Маяковский и война
Назвать Маяковского пацифистом нельзя от слова «совсем», просто его поддержка или отрицание войны зависела от ряда сопутствующих факторов и настроения).
Сразу после начала Первой мировой поэт стал на сторону войны и призывал встать на защиту Родины, хотя как можно защищать Москву, умирая в Европе, он на объяснил.
👼 Потом получил от ворот поворот в попытке стать добровольцем и резко стал картонным пацифистом, что и нашло отражение в стихах.
В будущем Маяковский станет опять на сторону войны, когда произойдет октябрьский бунт, то поэт будет снова глашатаем смерти, призывая идти умирать за власть Советов.
Развитие сюжета – город и письмо
В первой условной строфе из четырех строк показана зарисовка русского города во время войны, когда улицы черны от ожидания смерти, а матери бледны от страха за своих сыновей.
По черным улицам белые матери
судорожно простерлись, как по гробу глазет…
😡 Газеты орут о победах, а гробы всё ползут и ползут, опровергая газетные патриотические бредни, как это происходит в России и в 2022 году, когда под треш «великих завоеваний» в Украине, русские кладбища прирастают могилами.
Далее идет основная часть стихотворения, переданная автором в виде письма солдата матери.
Не будем вдаваться в хаос мыслей поэта на 100%, передадим лишь яркие моменты письма, иначе можно захлебнуться ядом войны.
Сын пишет о смерти, передавая её образы в реальности письма очевидца и участника действия.
И глаз новолуния страшно косится
на мертвый кулак с зажатой обоймой…
☠ Мы видим образ убитого войной вечера, он в агонии, без рук, без ног кричит о жизни, но рот ему затыкают снаряды и победные карты. Он пытается подняться, он ещё хочет побыть вечером, но природа войны отнесла его в списки убитых и на этом Аминь.
В финале Маяковский переходит на внятную речь обращения сына к матери с просьбой первого «закрыть глаза газет», чтобы их ложь осталась внутри редакций и кислотой расползлась по редакторскому столу, стекая на грязный пол, но не выходя наружу.
Ах, закройте,
закройте глаза газет!
Жанр, композиция и тропы
✨ Стихотворение написано в жанре антивоенной лирики (есть и такая), имеет кольцевую композицию и невыраженную перекрестную рифмовку (вечер – долго – кургузый – шершавый – вдруг – плечи – Варшавы) с открытыми и закрытыми рифмами.
Из средств художественной выразительности отметим:
- ✔ Эпитеты (черные улицы, белые матери, синий ситец, кургузый, шершавый).
- ✔ Метафоры (золотые глаза костелов, пальцы улиц, притащили израненный вечер, глаз новолуния страшно косится).
- ✔ Олицетворения (вечер кричит).
- ✔ Сравнение («белая, как на гробе глазет»).
☝ Продолжая тему антивоенной лирики Маяковского, напоследок советуем перечитать стих «Война объявлена», этого же года рождения, где так же упоминаются газеты, как рупор военной пропаганды.