Текст
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
Развернуть
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914 год
Одним из наиболее тонких и призывных стихотворений Маяковского является его раннее произведение «Послушайте», в котором поэт не кричит, а просит внимания. Строки пишутся в 1914 году, когда сладость признания ещё не тешит Владимира Владимировича, отсюда и рождается призыв, обращённый к немногим сегодняшним и многим завтрашним поклонникам.
Тема стихотворения
Уже в 1914 году Маяковский считает себя состоявшимся поэтом, которому не хватает только признания масс. Отсюда растёт смысл первых строк:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
👀 Автор строк считает себя звездой и объясняет, зачем он нужен… зачем необходим.
В первой части стихотворение авто акцентируется на вопросе, зачем нужны звёзды. Вторая часть «Послушайте» звучит, как требование героя к Богу, с просьбой зажечь звезду, а концовка – это убеждённость в необходимости небесных светил, под земным образом которых Маяковский видит себя.
С помощью метафор автор пытается сделать строки более выразительными (звёзды зажигают, загорелась… хоть одна звезда). Однако метафоры не доминируют, поэтому не искажают смысл того, что автор желает передать в строках.
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
Поэт клянётся Богу, что он не в силах перенести непризнание, автор уверен, что заслужил признания и видит, что оно нужно не только ему, но и его будущим поклонникам. Бог был необходим в работе, так как он показал силу стремлений, расставил приоритеты. К прочему, негативное и чуть насмешливое отношение поэта к Богу было и раньше, будет просматриваться и далее. Это выбор бунтаря, которому можно бороться только с собой и с высшими силами.
Полный романтик скажет, что Маяковский не имел в виду себя под звездой, но изучение работ поэта того времени говорит об обратном.
Фон создания «Послушайте»
В 1914 году времена в России напряжённые… зреет революция, два шага до кровавой войны, а Владимир ищет себя в поэзии и в силу характера не может ждать… Только вышел в свет первый сборник, но славы нет, на него не смотрят ещё как на звезду, на него не оборачиваются прохожие.
Маяковский торопит события, в одном стихотворении он кричит (например, «А всё-таки»), в другом просит, в третьем грозится. Стиль уже сформирован, рифма не довлеет над содержанием, а эмоции всегда доминируют. Остаётся показать себя всем, чтобы они увидели, что раньше просто не смотрели не небосвод поэтов и не замечали его талант.
Отнесём стихотворение к одним из самых легко запоминающихся из творчества Владимира Владимировича, и отметим даже толику лирики в «стальной и бунтарской» поэзии Маяковского.
Анализ кратко
Стих написан на раннем этапе творчества Маяковского, когда поэт находился в экстазе от недавнего выпуска первого сборника. Тема стихотворения – крик одарённого человека в сторону своих возможных почитателей, композиция представляет собой монолог-взрыв героя, сравнивающего между строк себя со звездой.
Жанр строк – элегия-послание, размер смешан, где-то рифма отсутствует, где-то она перекрёстная. Эпитеты от Маяковского суровы (ходит тревожный, но спокойный, жилистая рука, полуденной пыли), метафоры режут, но справедливы (врывается к Богу, метели полуденной пыли, звёзды зажигают и т д.)
Аудиозапись голоса Маяковского
Аудиозапись голоса В Маяковского поможет понять эмоции автора, ощутить силу бунтарского духа поэта и его устремлённость к признанию.